2.4 Классификация мотивов, являющихся основой привлечения

квалифицированного кадрового резерва

 

Особенности сельскохозяйственного труда проявляются в большой зависимости от факторов, не подвластных человеку. Наличие значительного числа специфических особенностей сельскохозяйственного производства формируют особое отношение людей к труду. Это такие особенности, как:

- сезонный характер;

- преобладание маломеханизированного ручного труда;

- природные и биологические ритмы являются главным условием приспособления человеческого труда для достижения ожидаемых результатов;

- качество почвенных и особенности климатических условий и др.

Сущность и главные цели сельскохозяйственного труда проявляются в двустороннем порядке:

- с одной стороны, сельскохозяйственный труд является главным средством к существованию сельского жителя;

- с другой стороны, как и у городских жителей, выступает значимым средством самовыражения, самоутверждения, социальной ценностью.

Основные побуждающие мотивы и стимулы к сельскохозяйственному труду, зависят от исторических особенностей, присущих сельскому трудовому сообществу, в отличии от городского: наличие меньшей социальной дифференциации населения, невысокая плотность населения, большая внутренняя сплоченность сельского небольшого сообщества или группы, преобладание личных персонифицированных контактов, влияние неформальных социальных контактов и многие другие. Все сельские традиции и культурно-национальные особенности передаются молодым поколениям, и, безусловно, имеют определенное воздействие на формирование главных мотивов и ценностей, доминирующих при возникновении альтернативного выбора жизненных и трудовых приоритетов.

Деятельность человека может соответствовать не одному мотиву, а сразу нескольким, т.е. быть полимотивированной. За счет тесной связи с потребностями, мотивы выполняют функцию побуждения человека к активным осмысленным действиям, целям, способам их достижения.

Мотивы различаются по следующим критериям: ценность для жизни и развития человека; социальная адекватность; место в иерархической структуре потребностно-мотивационных установок; источник побуждения к решению определенной задачи; увлеченность профессией, своим делом; ориентация на получение максимального материального вознаграждения; осознание степени значимости работы, даже вне зависимости от материального вознаграждения и другим.

         Соотношение респондентов, ориентированных к труду на селе в зависимости от социальных факторов, полученное по результатам эмпирических исследований, сгруппировано в таблицу 30.

Таблица 30. Соотношение респондентов - выпускников, ориентированных к жизнедеятельности на селе в зависимости от социальных факторов

(по результатам опроса, в %)

Факторы

Процентное соотношение респондентов-выпускников, ориентированных к труду на селе

Социально-профессиональная принадлежность

Респонденты, обучающиеся по экономическим специальностям -17-24%

Респонденты, обучающиеся по неэкономическим специальностям – 76%

Социальное происхождение

Выходцы из сел – 68%

Выходы из районных центров – 29%

Выходцы из городов – 3%

Семейное положение

Не состоящие в браке – 68-66%

Женатые и замужние, детей пока не имеющие – 22-24%

Женатые и замужние, имеющие детей - 10%

Пол

Мужчины – 67%

Женщины – 33%

         

 

Другая группа факторов представляет собой внутреннюю основу или цели: настрой и отношение к жизни, к труду, планы на будущее, стремление к развитию собственного личностного потенциала. Данные о стремлениях респондентов к развитию собственного личностного потенциала, полученные по результатам эмпирических опросов, объединены в таблицу 31.

 

Таблица 31 Стремления респондентов к развитию собственного личностного потенциала (по результатам опроса, в %)

 

Элементы личностного потенциала

Стремления, в %

Образовательные и квалификационные составляющие

38,76

Культурные и нравственные составляющие

32,02

Духовные и психофизиологические составляющие

20,22

Творческие составляющие

8,99

        

         Поскольку внутренние факторы не могут существовать самостоятельно, вне зависимости от внешней среды, они тесно связаны с внешними факторами или целями. Внешние факторы подразумевают наличие других альтернативных специальностей и видов деятельности, как источников будущего дохода, поддержания достойного уровня и качества жизни. Все внутренние и внешние факторы сведем в таблицу 32.

 

Таблица 32. Внешние и внутренние факторы, способствующие формированию мотивации респондентов к получению образования

в Башкирском госагроуниверситете  (по результатам опроса, %)

 

 Внутренние

Внешние

·   совет родителей и друзей 37%

·      отсутствие другой какой-либо работы на селе – 33%

·   другие причины – 26%

 

·      стремление избежать чувства иждивенчества – 24%

·   случайное стечение обстоятельств – 14%

·      необходимость накопления трудового стажа 19%

·   нравится работать на земле – 12%

·      любовь к работе на селе – 12%

·   возможность получения отсрочки от службы в Вооруженных силах – 11%

·      чувство причастности к трудовому сообществу – 12%

        

Факторы конкурентоспособности выпускника на рынке труда, его востребованность, мобильность и другие качества зависят от квалификационных и профессиональных знаний, апробации их в практической деятельности (во время прохождения производственных практик), стремления к повышению и развитию своих знаний, и главное, – от уровня самооценки. Мнение респондентов по данному вопросу отражено в таблице 33.

 

Таблица 33  Уровень самооценки элементов конкурентоспособности и стремление к повышению и развитию своих знаний (продолжения обучения) (по результатам опроса, %)

Элементы конкурентоспособности

Самооценка, в %

Знания и умения

37,31

Навыки

33,08

Лидерские качества

21,92

Стремления к накоплению знаний и умений

(продолжение обучения)

3,46

Получение другой дополнительной специальности

4,23

 

         Все экономические и неэкономические факторы, выявленные по результатам исследований, объединим в таблицу 34.

 

Таблица 34 Факторы, способствующие повышению мотивации молодых специалистов к жизнедеятельности на селе

(по результатам опроса, %)       

Экономические (материальные)

Неэкономические (социальные)

-          повышение заработной платы

 19

-      развитие объектов сельской социальной инфраструктуры

7,5

-          предоставление возможности служебного и карьерного продвижения

5

-      расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей

6,5

-          усиление возможности укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

3

-      предоставление возможностей людям дальнейшего духовного развития

4

-          увеличение возможностей к улучшению собственного благосостояния

1,5

 

 

-      улучшение условий для полноценной комфортной жизни

2,5

-          другие факторы

0,5

 

 

        

Кроме общего отношения респондентов к труду мы ставили задачу выявления рейтинга наиболее престижных видов деятельности и популярных аграрных формирований, привлекающих внимание выпускников, как потенциальных соискателей рабочих мест на селе (см.таблицу 35).

 

Таблица 35. Рейтинг наиболее престижных видов деятельности и популярных аграрных формирований, привлекающих внимание выпускников

(по результатам опроса, %)

Наиболее популярные агропредприятия

Отношение, в %

Районные сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК)

28

Районное сельскохозяйственное управление

27

Создание собственного сельскохозяйственного предприятия

24

Помощь и продолжение работы родителей в фермерском хозяйстве

12

Другое

9

 

         Соотношение респондентов - молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий в возрасте до 30 лет, ориентированных к жизнедеятельности на селе в зависимости от социальных факторов, полученное по результатам эмпирических исследований, сгруппировано в таблицу 36.

 

Таблица 36. Соотношение респондентов – молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий, принявших участие в исследовании

в зависимости от социальных факторов (по результатам опроса, %)

Факторы

Процентное соотношение респондентов, ориентированных к труду на селе

Социально-профессиональная принадлежность

Респонденты, работающие в экономических должностях 20% (бухгалтеры – 10%, экономисты – 10%)

Респонденты, работающие в неэкономических должностях – 80%

(агрономов- 34%,  инженеров-механиков - 11%, ветеринарных врачей – 12%, зоотехников – 8%, электриков – 6%, других специалистов - 9%)

Социальное происхождение

Выходцы из сел – 62%

Выходы из районных центров – 34%

Выходцы из городов – 4%

Семейное положение

Не состоящие в браке – 23%

Разведены

26%

Женатые и замужние, детей пока не имеющие – 12%

Женатые и замужние, имеющие детей - 39%

Пол

Мужчины – 62%

Женщины – 38%

         

 

В зависимости от внутреннего настроя, жизненных целей: отношения к труду, планов на будущее, стремлений к развитию собственного личностного потенциала, ответы, полученные по результатам эмпирических опросов, были объединены в таблицу 37.

 

Таблица 37. Стремления респондентов к развитию собственного личностного потенциала (по результатам опроса, %)

Элементы личностного потенциала

Стремления, в %

Образовательные и квалификационные составляющие

27

Культурные и нравственные составляющие, духовные и психофизиологические составляющие

49

Творческие составляющие

21

        

Экономические (материальные) и неэкономические (нематериальные) факторы, выявленные по результатам исследований, объединим в таблицу 38.

 

Таблица 38. Факторы, способствующие повышению мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе (по результатам опроса, %) 

Показатели

 

Хозяйства Уфимского района

Республики Башкортостан

Совхоз  «Алексеевский»

Совхоз-завод «Дмитриевский»

ГУСП «Миловское»

1

2

3

4

Факторы, введение которых способствовало бы повышению мотивации

-       решение проблем жилья

6

9

15

-       повышение оплаты труда

7

13

16

-       введение системы поощрения за хорошую работу

9

8

7

-       предоставление доступности получения сельским детям качественного начального образования

4

6

7

-       введение льготных возможностей получения высшего образования

11

15

12

-       развитие объектов социальной инфраструктуры

8

10

9

-       улучшение работы объектов здравоохранения

14

12

10

-       повышение уровня медицинского обслуживания

5

7

6

-       усиление социальной защищенности

3

1

2

-       расширение торгового  обслуживания

7

5

4

-       улучшение бытового  обслуживания

14

5

3

-       развитие информационно-консультационного обслуживания

10

7

7

-       другие

2

2

2

        

На основании всех полученных результатов исследований, построим классификацию.

Классификация основных факторов, являющихся основой формирования отношения специалистов к занятости в аграрном секторе:

1) Социальная основа: социально-профессиональная принадлежность, социальное происхождение, семейное положение, пол.

2) Внутренняя основа или цели: настрой и отношение к жизни, к труду, планы на будущее, стремление к развитию собственного личностного потенциала.

3) Внешние цели: все альтернативные специальности и виды деятельности, как источники будущего дохода, поддержания достойного уровня и качества жизни.

4) Конкурентоспособность: уровень самооценки квалификационных и профессиональных знаний, апробация их в практической деятельности (во время прохождения производственных практик) и стремление к повышению и развитию своих знаний (продолжения обучения).

5) Градация значимых мотивов:

- экономические (заработная плата, вознаграждения, поощрения, премирования, продвижение по службе, предоставление жилья, льготы и т.д.)

- социальные (неэкономические): организационные (мотивация целями) и моральные (личное признание,  публичное признание, похвала, критика и т.д.).

         Методом ранжирования построим в порядке убывания схему влияния внутренних и внешних, а также экономических и неэкономических факторов на процесс мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе (рисунок 21).

         Как видно из рисунка 40, главными значимыми факторами (по четырем основным группам) при формировании отношения специалистов к занятости в аграрном секторе являются:

-   заработная плата - 19% (экономический фактор);

-   совет родителей и друзей - 9,25% (внутренний фактор);

-   отсутствие другой какой-либо работы на селе - 8,25% (внешний фактор);

-   недостаточное развитие объектов сельской социальной инфраструктуры - 7,5% (неэкономический).


 

 

Внутренние

Внешние

 

-          совет родителей и друзей

9,25

-            отсутствие другой какой-либо работы на селе

8,25

 

-          возможность получения отсрочки от службы в Вооруженных силах

6,5

-            стремление избежать чувства иждивенчества

6

 

-          случайное стечение обстоятельств

3,5

-            необходимость накопления трудового стажа

4,75

 

- нравится работать на земле

3,0

-            любовь к работе на селе

3

 

-          другие причины

2,75

-            чувство причастности к трудовому сообществу

3

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

Экономические (материальные)

Неэкономические (социальные)

-          повышение заработной платы

 19

-      развитие объектов сельской социальной инфраструктуры

7,5

-          предоставление возможности служебного и карьерного продвижения

5

-      расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей

6,5

-          реальная возможность укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

3

-      предоставление людям возможностей для дальнейшего духовного развития

4

-          расширение возможностей к улучшению собственного благосостояния

1,5

 

 

-      улучшение условий для полноценной комфортной жизни

2,5

-          другие факторы

0,5

 

 

               

Рисунок 40. Влияние факторов на процесс мотивации выпускников

к занятости в аграрном секторе (по результатам исследований, в %)

 

 



 

 Факторы

 

Внутренние:

А

Б

Внешние

А

Б

 

-          совет родителей и друзей 

9,25

9,5

-            любовь к работе на селе

8,25

9,5

 

- нравится работать на земле

6,5

6,0

-            необходимость накопления трудового стажа

6

6,5

 

- интерес к специальности

-

5,5

- отсутствие другой какой-либо работы на селе

4,75

6,0

 

- случайное стечение обстоятельств

3,5

2,0

-            стремление избежать чувства иждивенчества

3

2,0

 

- возможность получения отсрочки от   

  службы в Вооруженных силах

3,0

1,5

-            чувство причастности к трудовому сообществу

3

1,0

 

-          другие причины

2,75

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические (материальные)

Неэкономические (социальные)

Показатели

1

2

3

4

Показатели

1

2

3

4

-          повышение заработной платы

19

3,5

9,0

11,5

-      развитие объектов сельской социальной инфраструктуры 

7,5

4,0

5,5

4,5

-                                  предоставление возможности служебного и карьерного продвижения

5

7,0

8,0

6,5

-      расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей 

6,5

2,0

3,0

3,5

-          реальная возможность укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

3,5

8,5

6,0

6,0

-      предоставление людям возможностей для дальнейшего духовного развития

4,0

10,5

5,5

2,0

-          расширение возможностей к улучшению собственного благосостояния

1,5

7,0

7,5

7,5

-      улучшение условий для полноценной комфортной жизни

2,5

2,5

5,0

7,5

-          другие факторы

0,5

1

1

1

-          другие факторы

 

 

 

 

В процентах:

29,5

31,0

31,5

32,5

В процентах:

20,5

19

18,5

17,5

Средне статистическое значение:

31,12

Средне статистическое значение:

18,88

Рисунок 41. Влияние факторов на процесс мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе

 (по результатам исследований, %)


 

         Схематично данную классификацию в обобщенном виде можно представить в виде следующего рисунка 42.

Экономические факторы

(31%)

 

 

Социальные факторы:

-       социально-профессиональная принадлежность,

-       социальное происхождение,

-       семейное положение,

-       пол

 

Неэкономические

факторы

  (19%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация молодых специалистов

к занятости в аграрном секторе

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние факторы

(25%)

 

Конкурентоспособность специалиста:

-       образовательные

-       квалификационные

-       культурные

-       нравственные

-       духовные

-       психофизиологические

-       творческие составляющие

 

Внутренние факторы

(25%)

 

Рисунок 42. Взаимодействие факторов мотивации специалистов

к занятости в аграрном секторе

 

В результате проведенных исследований мы еще раз убедились в том, что процессы регулирования основных мотивов специалистов к жизнедеятельности на селе не могут быть одинаково равными для различных людей. Каждому человеку присущи сугубо индивидуальные социальные и квалификационно-конкурентоспособные составляющие.

К социальным (первичным или базовым)  относятся:

-         социально-профессиональная принадлежность;

-         социальное происхождение;

-         семейное положение;

-         пол.

К квалификационно-конкурентоспособным (приобретенным в течение жизни) составляющим относятся: 

-         образовательные;

-         квалификационные;

-         культурные;

-         нравственные;

-         духовные;

-         психофизиологические;

-         творческие составляющие.

 

         Учет влияния этих базовых групп факторов на потребности людей позволит строить способы регулирования мотивации молодых людей к жизни и труду на селе с учетом степени их значимости для конкретного человека.

         Опыт показывает, что на практике для человеческого сознания наиболее сильными мотивами регулирования трудового поведения являются справедливость оценки его собственной текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и по аналогии с достижениями других людей. Если человек ощущает по отношению к себе справедливый и равнозначный подход, он чувствует себя удовлетворенным и будет проявлять активность, и наоборот. При этом чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при абсолютно высоком  размере вознаграждения.

 Таким образом, отношение к труду на селе, представленное в виде факторов - мотиваторов,  формируется в зависимости от семейных, культурно-исторических, рыночных условий и каждый из них может носить как внешний, так и внутренний характер. В современных условиях необходимы регулярное мониторинговое выявление и анализ насущных проблем привлечения квалифицированного кадрового резерва к трудовой деятельности на селе и активный поиск путей их решения.

Полученные от респондентов ответы дают возможность сформулировать следующие выводы:

1. Наиболее значимыми факторами, привлечения квалифицированного кадрового резерва, по результатам опросов, являются факторы двух видов: экономические (материальные) - заработная плата, доходы, хорошая работа, жилье, здоровье; неэкономические (социальные и духовные) - семейное благополучие и уверенность в будущем.

Поскольку вес этих факторов наиболее существенен, очевидно, что мероприятия по регулированию мотивации молодых специалистов к жизнедеятельности на селе должны быть ориентированы в двух основных направлениях. С одной стороны, они должны создавать условия для повышения уровня доходов сельских жителей. С другой стороны, - способствовать формированию в сознании людей ощущения стабильности, устойчивости, уверенности в будущем.

2. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне является важным, снимающим социальную напряженность, показателем. Очевидно, что для большинства опрошенных, именно эта проблема является значимой для повышения мотивации к трудовой деятельности на селе. Показателями стабильности и уверенности в будущем являются: обеспеченность работой, стабильные доходы, хорошее здоровье, обеспеченность жильем и семейное благополучие.

Главными жизненными ценностями для специалистов являются возможность обеспечения  продовольственной безопасности собственной семьи и зарабатывания достаточных денежных средств для удовлетворения элементарных физиологических потребностей в пище, одежде,  а также возможности продолжения собственного образования и предоставления образования своим будущим детям и некоторые другие.

Регулирование процессами мотивации специалистов к труду на селе, причем всеми его направлениями должно рассматриваться в комплексе экономических и социокультурных задач.

 

Таким образом, все названные структурные социальные и экономические компоненты действуют взаимосвязано, а в процессе своего взаимодействия образуют целостные регулирующие инструменты по привлечению квалифицированного кадрового резерва.