2.4 Классификация мотивов, являющихся основой привлечения
квалифицированного кадрового резерва
Особенности сельскохозяйственного труда проявляются в большой зависимости от факторов, не подвластных человеку. Наличие значительного числа специфических особенностей сельскохозяйственного производства формируют особое отношение людей к труду. Это такие особенности, как:
- сезонный характер;
- преобладание маломеханизированного ручного труда;
- природные и биологические ритмы являются главным условием приспособления человеческого труда для достижения ожидаемых результатов;
- качество почвенных и особенности климатических условий и др.
Сущность и главные цели сельскохозяйственного труда проявляются в двустороннем порядке:
- с одной стороны, сельскохозяйственный труд является главным средством к существованию сельского жителя;
- с другой стороны, как и у городских жителей, выступает значимым средством самовыражения, самоутверждения, социальной ценностью.
Основные побуждающие мотивы и стимулы к сельскохозяйственному труду, зависят от исторических особенностей, присущих сельскому трудовому сообществу, в отличии от городского: наличие меньшей социальной дифференциации населения, невысокая плотность населения, большая внутренняя сплоченность сельского небольшого сообщества или группы, преобладание личных персонифицированных контактов, влияние неформальных социальных контактов и многие другие. Все сельские традиции и культурно-национальные особенности передаются молодым поколениям, и, безусловно, имеют определенное воздействие на формирование главных мотивов и ценностей, доминирующих при возникновении альтернативного выбора жизненных и трудовых приоритетов.
Деятельность человека может соответствовать не одному мотиву, а сразу нескольким, т.е. быть полимотивированной. За счет тесной связи с потребностями, мотивы выполняют функцию побуждения человека к активным осмысленным действиям, целям, способам их достижения.
Мотивы различаются по следующим критериям: ценность для жизни и развития человека; социальная адекватность; место в иерархической структуре потребностно-мотивационных установок; источник побуждения к решению определенной задачи; увлеченность профессией, своим делом; ориентация на получение максимального материального вознаграждения; осознание степени значимости работы, даже вне зависимости от материального вознаграждения и другим.
Соотношение респондентов, ориентированных к труду на селе в зависимости от социальных факторов, полученное по результатам эмпирических исследований, сгруппировано в таблицу 30.
Таблица 30. Соотношение респондентов - выпускников, ориентированных к жизнедеятельности на селе в зависимости от социальных факторов
(по результатам опроса, в %)
Факторы |
Процентное соотношение респондентов-выпускников, ориентированных к труду на селе |
|||
Социально-профессиональная принадлежность |
Респонденты, обучающиеся по экономическим специальностям -17-24% |
Респонденты, обучающиеся по неэкономическим специальностям – 76% |
||
Социальное происхождение |
Выходцы из сел – 68% |
Выходы из районных центров – 29% |
Выходцы из городов – 3% |
|
Семейное положение |
Не состоящие в браке – 68-66% |
Женатые и замужние, детей пока не имеющие – 22-24% |
Женатые и замужние, имеющие детей - 10% |
|
Пол |
Мужчины – 67% |
Женщины – 33% |
||
Другая группа факторов представляет собой внутреннюю основу или цели: настрой и отношение к жизни, к труду, планы на будущее, стремление к развитию собственного личностного потенциала. Данные о стремлениях респондентов к развитию собственного личностного потенциала, полученные по результатам эмпирических опросов, объединены в таблицу 31.
Таблица 31 Стремления респондентов к развитию собственного личностного потенциала (по результатам опроса, в %)
Элементы личностного потенциала |
Стремления, в % |
Образовательные и квалификационные составляющие |
38,76 |
Культурные и нравственные составляющие |
32,02 |
Духовные и психофизиологические составляющие |
20,22 |
Творческие составляющие |
8,99 |
Поскольку внутренние факторы не могут существовать самостоятельно, вне зависимости от внешней среды, они тесно связаны с внешними факторами или целями. Внешние факторы подразумевают наличие других альтернативных специальностей и видов деятельности, как источников будущего дохода, поддержания достойного уровня и качества жизни. Все внутренние и внешние факторы сведем в таблицу 32.
Таблица 32. Внешние и внутренние факторы, способствующие формированию мотивации респондентов к получению образования
в Башкирском госагроуниверситете (по результатам опроса, %)
Внутренние |
Внешние |
· совет родителей и друзей 37% |
· отсутствие другой какой-либо работы на селе – 33% |
· другие причины – 26%
|
· стремление избежать чувства иждивенчества – 24% |
· случайное стечение обстоятельств – 14% |
· необходимость накопления трудового стажа 19% |
· нравится работать на земле – 12% |
· любовь к работе на селе – 12% |
· возможность получения отсрочки от службы в Вооруженных силах – 11% |
· чувство причастности к трудовому сообществу – 12% |
Факторы конкурентоспособности выпускника на рынке труда, его востребованность, мобильность и другие качества зависят от квалификационных и профессиональных знаний, апробации их в практической деятельности (во время прохождения производственных практик), стремления к повышению и развитию своих знаний, и главное, – от уровня самооценки. Мнение респондентов по данному вопросу отражено в таблице 33.
Таблица 33 Уровень самооценки элементов конкурентоспособности и стремление к повышению и развитию своих знаний (продолжения обучения) (по результатам опроса, %)
Элементы конкурентоспособности |
Самооценка, в % |
Знания и умения |
37,31 |
Навыки |
33,08 |
Лидерские качества |
21,92 |
Стремления к накоплению знаний и умений (продолжение обучения) |
3,46 |
Получение другой дополнительной специальности |
4,23 |
Все экономические и неэкономические факторы, выявленные по результатам исследований, объединим в таблицу 34.
Таблица 34 Факторы, способствующие повышению мотивации молодых специалистов к жизнедеятельности на селе
(по результатам опроса, %)
Экономические (материальные) |
Неэкономические (социальные) |
||
- повышение заработной платы |
19 |
- развитие объектов сельской социальной инфраструктуры |
7,5 |
- предоставление возможности служебного и карьерного продвижения |
5 |
- расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей |
6,5 |
- усиление возможности укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни |
3 |
- предоставление возможностей людям дальнейшего духовного развития |
4 |
- увеличение возможностей к улучшению собственного благосостояния |
1,5
|
- улучшение условий для полноценной комфортной жизни |
2,5 |
- другие факторы |
0,5 |
|
|
Кроме общего отношения респондентов к труду мы ставили задачу выявления рейтинга наиболее престижных видов деятельности и популярных аграрных формирований, привлекающих внимание выпускников, как потенциальных соискателей рабочих мест на селе (см.таблицу 35).
Таблица 35. Рейтинг наиболее престижных видов деятельности и популярных аграрных формирований, привлекающих внимание выпускников
(по результатам опроса, %)
Наиболее популярные агропредприятия |
Отношение, в % |
Районные сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) |
28 |
Районное сельскохозяйственное управление |
27 |
Создание собственного сельскохозяйственного предприятия |
24 |
Помощь и продолжение работы родителей в фермерском хозяйстве |
12 |
Другое |
9 |
Соотношение респондентов - молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий в возрасте до 30 лет, ориентированных к жизнедеятельности на селе в зависимости от социальных факторов, полученное по результатам эмпирических исследований, сгруппировано в таблицу 36.
Таблица 36. Соотношение респондентов – молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий, принявших участие в исследовании
в зависимости от социальных факторов (по результатам опроса, %)
Факторы |
Процентное соотношение респондентов, ориентированных к труду на селе |
|||
Социально-профессиональная принадлежность |
Респонденты, работающие в экономических должностях 20% (бухгалтеры – 10%, экономисты – 10%) |
Респонденты, работающие в неэкономических должностях – 80% (агрономов- 34%, инженеров-механиков - 11%, ветеринарных врачей – 12%, зоотехников – 8%, электриков – 6%, других специалистов - 9%) |
||
Социальное происхождение |
Выходцы из сел – 62% |
Выходы из районных центров – 34% |
Выходцы из городов – 4% |
|
Семейное положение |
Не состоящие в браке – 23% |
Разведены 26% |
Женатые и замужние, детей пока не имеющие – 12% |
Женатые и замужние, имеющие детей - 39% |
Пол |
Мужчины – 62% |
Женщины – 38% |
||
В зависимости от внутреннего настроя, жизненных целей: отношения к труду, планов на будущее, стремлений к развитию собственного личностного потенциала, ответы, полученные по результатам эмпирических опросов, были объединены в таблицу 37.
Таблица 37. Стремления респондентов к развитию собственного личностного потенциала (по результатам опроса, %)
Элементы личностного потенциала |
Стремления, в % |
Образовательные и квалификационные составляющие |
27 |
Культурные и нравственные составляющие, духовные и психофизиологические составляющие |
49 |
Творческие составляющие |
21 |
Экономические (материальные) и неэкономические (нематериальные) факторы, выявленные по результатам исследований, объединим в таблицу 38.
Таблица 38. Факторы, способствующие повышению мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе (по результатам опроса, %)
Показатели
|
Хозяйства Уфимского района Республики Башкортостан |
||
Совхоз «Алексеевский» |
Совхоз-завод «Дмитриевский» |
ГУСП «Миловское» |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Факторы, введение которых способствовало бы повышению мотивации |
|||
- решение проблем жилья |
6 |
9 |
15 |
- повышение оплаты труда |
7 |
13 |
16 |
- введение системы поощрения за хорошую работу |
9 |
8 |
7 |
- предоставление доступности получения сельским детям качественного начального образования |
4 |
6 |
7 |
- введение льготных возможностей получения высшего образования |
11 |
15 |
12 |
- развитие объектов социальной инфраструктуры |
8 |
10 |
9 |
- улучшение работы объектов здравоохранения |
14 |
12 |
10 |
- повышение уровня медицинского обслуживания |
5 |
7 |
6 |
- усиление социальной защищенности |
3 |
1 |
2 |
- расширение торгового обслуживания |
7 |
5 |
4 |
- улучшение бытового обслуживания |
14 |
5 |
3 |
- развитие информационно-консультационного обслуживания |
10 |
7 |
7 |
- другие |
2 |
2 |
2 |
На основании всех полученных результатов исследований, построим классификацию.
Классификация основных факторов, являющихся основой формирования отношения специалистов к занятости в аграрном секторе:
1) Социальная основа: социально-профессиональная принадлежность, социальное происхождение, семейное положение, пол.
2) Внутренняя основа или цели: настрой и отношение к жизни, к труду, планы на будущее, стремление к развитию собственного личностного потенциала.
3) Внешние цели: все альтернативные специальности и виды деятельности, как источники будущего дохода, поддержания достойного уровня и качества жизни.
4) Конкурентоспособность: уровень самооценки квалификационных и профессиональных знаний, апробация их в практической деятельности (во время прохождения производственных практик) и стремление к повышению и развитию своих знаний (продолжения обучения).
5) Градация значимых мотивов:
- экономические (заработная плата, вознаграждения, поощрения, премирования, продвижение по службе, предоставление жилья, льготы и т.д.)
- социальные (неэкономические): организационные (мотивация целями) и моральные (личное признание, публичное признание, похвала, критика и т.д.).
Методом ранжирования построим в порядке убывания схему влияния внутренних и внешних, а также экономических и неэкономических факторов на процесс мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе (рисунок 21).
Как видно из рисунка 40, главными значимыми факторами (по четырем основным группам) при формировании отношения специалистов к занятости в аграрном секторе являются:
- заработная плата - 19% (экономический фактор);
- совет родителей и друзей - 9,25% (внутренний фактор);
- отсутствие другой какой-либо работы на селе - 8,25% (внешний фактор);
- недостаточное развитие объектов сельской социальной инфраструктуры - 7,5% (неэкономический).
Внутренние |
Внешние |
|
|||||||
- совет родителей и друзей |
9,25 |
- отсутствие другой какой-либо работы на селе |
8,25 |
|
|||||
- возможность получения отсрочки от службы в Вооруженных силах |
6,5 |
- стремление избежать чувства иждивенчества |
6 |
|
|||||
- случайное стечение обстоятельств |
3,5 |
- необходимость накопления трудового стажа |
4,75 |
|
|||||
- нравится работать на земле |
3,0 |
- любовь к работе на селе |
3 |
|
|||||
- другие причины |
2,75 |
- чувство причастности к трудовому сообществу |
3 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Экономические (материальные) |
Неэкономические (социальные) |
||||||
- повышение заработной платы |
19 |
- развитие объектов сельской социальной инфраструктуры |
7,5 |
||||
- предоставление возможности служебного и карьерного продвижения |
5 |
- расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей |
6,5 |
||||
- реальная возможность укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни |
3 |
- предоставление людям возможностей для дальнейшего духовного развития |
4 |
||||
- расширение возможностей к улучшению собственного благосостояния |
1,5
|
- улучшение условий для полноценной комфортной жизни |
2,5 |
||||
- другие факторы |
0,5 |
|
|
||||
Рисунок 40. Влияние факторов на процесс мотивации выпускников
к занятости в аграрном секторе (по результатам исследований, в %)
Факторы |
|
|||||||||
Внутренние: |
А |
Б |
Внешние |
А |
Б |
|
||||
- совет родителей и друзей |
9,25 |
9,5 |
- любовь к работе на селе |
8,25 |
9,5 |
|
||||
- нравится работать на земле |
6,5 |
6,0 |
- необходимость накопления трудового стажа |
6 |
6,5 |
|
||||
- интерес к специальности |
- |
5,5 |
- отсутствие другой какой-либо работы на селе |
4,75 |
6,0 |
|
||||
- случайное стечение обстоятельств |
3,5 |
2,0 |
- стремление избежать чувства иждивенчества |
3 |
2,0 |
|
||||
- возможность получения отсрочки от службы в Вооруженных силах |
3,0 |
1,5 |
- чувство причастности к трудовому сообществу |
3 |
1,0 |
|
||||
- другие причины |
2,75 |
0,5 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Экономические (материальные) |
Неэкономические (социальные) |
||||||||||
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
- повышение заработной платы |
19 |
3,5 |
9,0 |
11,5 |
- развитие объектов сельской социальной инфраструктуры |
7,5 |
4,0 |
5,5 |
4,5 |
||
- предоставление возможности служебного и карьерного продвижения |
5 |
7,0 |
8,0 |
6,5 |
- расширение перспектив для дальнейшей жизни на селе детей |
6,5 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
||
- реальная возможность укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни |
3,5 |
8,5 |
6,0 |
6,0 |
- предоставление людям возможностей для дальнейшего духовного развития |
4,0 |
10,5 |
5,5 |
2,0 |
||
- расширение возможностей к улучшению собственного благосостояния |
1,5 |
7,0 |
7,5 |
7,5 |
- улучшение условий для полноценной комфортной жизни |
2,5 |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
||
- другие факторы |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
- другие факторы |
|
|
|
|
||
В процентах: |
29,5 |
31,0 |
31,5 |
32,5 |
В процентах: |
20,5 |
19 |
18,5 |
17,5 |
||
Средне статистическое значение: |
31,12 |
Средне статистическое значение: |
18,88 |
Рисунок 41. Влияние факторов на процесс мотивации специалистов к занятости в аграрном секторе
(по результатам исследований, %)
Схематично данную классификацию в обобщенном виде можно представить в виде следующего рисунка 42.
Экономические факторы (31%)
|
|
Социальные факторы: - социально-профессиональная принадлежность, - социальное происхождение, - семейное положение, - пол |
|
Неэкономические факторы (19%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мотивация молодых специалистов к занятости в аграрном секторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешние факторы (25%) |
|
Конкурентоспособность специалиста: - образовательные - квалификационные - культурные - нравственные - духовные - психофизиологические - творческие составляющие |
|
Внутренние факторы (25%) |
Рисунок 42. Взаимодействие факторов мотивации специалистов
к занятости в аграрном секторе
В результате проведенных исследований мы еще раз убедились в том, что процессы регулирования основных мотивов специалистов к жизнедеятельности на селе не могут быть одинаково равными для различных людей. Каждому человеку присущи сугубо индивидуальные социальные и квалификационно-конкурентоспособные составляющие.
К социальным (первичным или базовым) относятся:
- социально-профессиональная принадлежность;
- социальное происхождение;
- семейное положение;
- пол.
К квалификационно-конкурентоспособным (приобретенным в течение жизни) составляющим относятся:
- образовательные;
- квалификационные;
- культурные;
- нравственные;
- духовные;
- психофизиологические;
- творческие составляющие.
Учет влияния этих базовых групп факторов на потребности людей позволит строить способы регулирования мотивации молодых людей к жизни и труду на селе с учетом степени их значимости для конкретного человека.
Опыт показывает, что на практике для человеческого сознания наиболее сильными мотивами регулирования трудового поведения являются справедливость оценки его собственной текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и по аналогии с достижениями других людей. Если человек ощущает по отношению к себе справедливый и равнозначный подход, он чувствует себя удовлетворенным и будет проявлять активность, и наоборот. При этом чувство неудовлетворенности может возникнуть даже при абсолютно высоком размере вознаграждения.
Таким образом, отношение к труду на селе, представленное в виде факторов - мотиваторов, формируется в зависимости от семейных, культурно-исторических, рыночных условий и каждый из них может носить как внешний, так и внутренний характер. В современных условиях необходимы регулярное мониторинговое выявление и анализ насущных проблем привлечения квалифицированного кадрового резерва к трудовой деятельности на селе и активный поиск путей их решения.
Полученные от респондентов ответы дают возможность сформулировать следующие выводы:
1. Наиболее значимыми факторами, привлечения квалифицированного кадрового резерва, по результатам опросов, являются факторы двух видов: экономические (материальные) - заработная плата, доходы, хорошая работа, жилье, здоровье; неэкономические (социальные и духовные) - семейное благополучие и уверенность в будущем.
Поскольку вес этих факторов наиболее существенен, очевидно, что мероприятия по регулированию мотивации молодых специалистов к жизнедеятельности на селе должны быть ориентированы в двух основных направлениях. С одной стороны, они должны создавать условия для повышения уровня доходов сельских жителей. С другой стороны, - способствовать формированию в сознании людей ощущения стабильности, устойчивости, уверенности в будущем.
2. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне является важным, снимающим социальную напряженность, показателем. Очевидно, что для большинства опрошенных, именно эта проблема является значимой для повышения мотивации к трудовой деятельности на селе. Показателями стабильности и уверенности в будущем являются: обеспеченность работой, стабильные доходы, хорошее здоровье, обеспеченность жильем и семейное благополучие.
Главными жизненными ценностями для специалистов являются возможность обеспечения продовольственной безопасности собственной семьи и зарабатывания достаточных денежных средств для удовлетворения элементарных физиологических потребностей в пище, одежде, а также возможности продолжения собственного образования и предоставления образования своим будущим детям и некоторые другие.
Регулирование процессами мотивации специалистов к труду на селе, причем всеми его направлениями должно рассматриваться в комплексе экономических и социокультурных задач.
Таким образом, все названные структурные социальные и экономические компоненты действуют взаимосвязано, а в процессе своего взаимодействия образуют целостные регулирующие инструменты по привлечению квалифицированного кадрового резерва.