3.4 Развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора Республики Башкортостан
Глубокий кризис аграрной экономики привел к дестабилизации формирования и функционирования рынка труда на селе. Неблагоприятная демографическая ситуация, снижение размеров оплаты труда, несвоевременная ее выдача, безработица, дефицит квалифицированных рабочих кадров, недостаточное использование трудоспособной части сельского населения – основные негативные черты, сдерживающие эффективную работу руководителей и специалистов аграрного сектора.
Для большинства российских агропредприятий, осуществляющих свою деятельность в современных условиях, функция подготовки, обучения, переподготовки и развития кадров имеет особое значение. Это связано с тем, что многим предприятиям невозможно выжить без регулярной заботы о совершенствовании кадровой политики, стратегии развития, использовании в процессе производства современных техники и технологий, производства новых изделий и продуктов. Практически реализовать данные идеи возможно только при наличии высокопрофессиональных и мобильных кадров, формировании эффективной системы управления кадровым потенциалом аграрного сектора.
Управление кадровым потенциалом на практике заключается в формировании стратегической системы управления кадрами; планировании кадровой работы и разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребностей в персонале. Планирование, формирование, распределение и рациональное использование кадров являются основой управления кадровым потенциалом и с этой позиции рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами производства. В то же время кадры - это, прежде всего, люди, характеризующиеся сложным комплексом индивидуально-психологических качеств и свойств, среди которых социально-психологические играют главенствующую роль. Поэтому предметом управления кадровым потенциалом с научно-практической точки зрения выступает регулирование отношений работников в процессе производства для наиболее полного и эффективного использования их потенциала в условиях организации деятельности агропредприятия. Основная цель управления кадрами в современных условиях заключается в сочетании эффективной системы кадрового обучения, повышения квалификации и создания условий для усиления трудовой мотивации, развития квалификационных способностей и профессиональных навыков работников и стимулирования их к выполнению работ более высокого уровня.
В 80-90-х годах ХХ века в Башкортостане уделялось серьезное внимание подготовке и повышению квалификации специалистов и руководителей хозяйств для села. В этот период существовала школа управления агропромышленным комплексом агропромсоюза БССР в 1981-1985 и 1986 – 1990 гг. (см. таблицу 56).
Школа располагала учебным корпусом и общежитием на 300 мест, машинным залом площадью 600 кв. м. и гаражом на три автомашины. В школе имелась своя агрохимическая лаборатория по анализу кормов, почвы и продуктов питания. В 1990 году в школе прошли подготовку и повысили квалификацию на одно-трех месячных курсах 1010 человек и на одно-двух недельных курсах 2785 человек, всего было обучено 1708 специалистов. Анализ работы школы за 1990 год показал, что школа испытывала большие трудности в комплектовании групп - «комплектование затягивалось на 5-8 дней, обучались малочисленные группы по 6-10 человек, руководители среднего звена, вновь назначенные руководители, заведующие свинотоварными фермами, заведующие автогаражами, зоотехники общего профиля, электрики приглашались по два-три раза. Очень некачественно комплектовались группы ветеринарных фельдшеров, бухгалтеров и других профилей»[1].
Таблица 56 Информация о подготовке и повышении квалификации руководителей среднего звена и специалистов сельского хозяйства в школе управления агропромышленным комплексом агропромсоюза БАССР
в 1981-1985 и 1986 – 1990 гг.[2]
Виды подготовки и повышения квалификации |
1981-1985 гг. |
1986-1990 гг. |
В т.ч. 1990 г. |
||||||
план |
факт |
% выполнения |
план |
факт |
% выполнения |
план |
факт |
% выполнения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Подготовка руководителей среднего звена |
850 |
318 |
- |
550 |
206 |
37 |
25 |
25 |
100 |
2. Стажировка |
- |
544 |
- |
- |
185 |
- |
- |
- |
- |
3. Вновь назначенные руководители |
- |
- |
- |
130 |
50 |
38 |
25 |
4 |
16 |
Всего: |
850 |
862 |
101 |
680 |
441 |
65 |
50 |
4 |
8 |
4. Техники сельскохозяйственных животных |
870 |
767 |
88 |
810 |
697 |
86 |
160 |
88 |
55 |
5. Повышение квалификации руководителей среднего звена: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управляющие отделениями |
276 |
168 |
61 |
241 |
218 |
90 |
40 |
8 |
20 |
Бригадиры производственных бригад и арендаторы полеводы |
1742 |
1668 |
96 |
1024 |
1072 |
105 |
160 |
72 |
45 |
Бригадиры – овощеводы (картофелеводы) – садоводы |
|
|
|
130 |
159 |
122 |
30 |
52 |
173 |
Зав.фермами (арендаторы-животноводы) |
678 |
755 |
111 |
743 |
647 |
87 |
95 |
35 |
37 |
Зав.ремонтными мастерскими, арендаторы обслуживающих производств, зав.автогаражами, руководители и специалисты РТП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зав.пчелопасеками |
302 |
674 |
224 |
465 |
809 |
174 |
120 |
212 |
177 |
Итого: |
2998 |
3265 |
108 |
2723 |
3018 |
111 |
490 |
436 |
89 |
Окончание таблицы 56
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Повышение квалификации специалистов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агрономы |
1143 |
1588 |
139 |
1179 |
1419 |
120 |
200 |
275 |
138 |
Зоотехники |
560 |
396 |
71 |
531 |
501 |
94 |
100 |
88 |
88 |
Механики и автомеханики |
945 |
974 |
103 |
560 |
392 |
70 |
50 |
69 |
138 |
Инженеры по охране труда |
- |
- |
- |
654 |
842 |
129 |
145 |
188 |
130 |
Инженеры по безопасности движения |
- |
- |
- |
120 |
86 |
72 |
60 |
41 |
68 |
Техники-электрики |
293 |
308 |
105 |
236 |
134 |
57 |
35 |
8 |
23 |
Техники – гидротехники |
97 |
72 |
74 |
25 |
23 |
98 |
- |
- |
- |
Техники – строители |
35 |
43 |
123 |
25 |
17 |
68 |
- |
- |
- |
Ветеринарные фельдшеры |
825 |
725 |
88 |
467 |
377 |
81 |
70 |
37 |
53 |
Экономисты |
417 |
311 |
75 |
336 |
447 |
133 |
90 |
76 |
84 |
Председатели ревизионных комиссий |
260 |
227 |
87 |
105 |
25 |
24 |
- |
- |
- |
Специалисты по кадрам |
288 |
330 |
114 |
351 |
264 |
75 |
60 |
32 |
53 |
Бухгалтеры |
|
|
|
628 |
463 |
74 |
90 |
41 |
46 |
Стажировка руководителей хозяйств РСФСР |
- |
- |
- |
- |
63 |
- |
- |
63 |
- |
Инженеры- проектировщики, диспетчеры, специалисты по перевозке грузов, юристы, специалисты госкомприроды |
- |
- |
- |
120 |
237 |
198 |
- |
55 |
- |
7. Краткосрочные курсы по 36-часовой программе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие арендных отношений и совершенствование технологий производства Всего 400 в зачете 1:4. |
- |
- |
- |
100 |
207 |
207 |
100 |
207 |
207 |
Всего: |
4863 |
4974 |
102,1 |
5437 |
5497 |
100,6 |
1000 |
1180 |
118 |
Итого: |
9581 |
9868 |
103 |
9650 |
9653 |
100 |
1700 |
1708 |
100,5 |
Несмотря на большую проведенную работу по вопросам комплектования, по многим профилям обучения план оставался невыполненным. В итогах также отмечено, что «особенно плохо занимаются вопросами повышения квалификации кадровые службы Абзелиловского, Благовещеского, Кушнаренковского, Мечетлинского, Нуримановского, Архангельского, Аскинского, Белокатайского, Иглинского, Калтасинского, Кугарчинского и Татышлинского районов»[3].
В 1992 году на базе школы управления был создан Башкирский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК. Это было ведущее учебное заведение в системе переподготовки и повышения квалификации кадров в Республике Башкортостан с 1992 года. Основной штатный состав сотрудников данного института за эти годы увеличился с 5 до 30 человек, к работе широко привлекались специалисты-передовики производства, а также ведущие преподаватели Башкирского государственного сельскохозяйственного института. Здесь проходят обучение руководители хозяйств, главные специалисты районных управлений сельского хозяйства и предприятий, отраслевые специалисты, руководители среднего звена.
В 1992 году институт работал по плану школы управления агропромышленным комплексом агропромсоюза БАССР, однако время требовало осуществления коренных преобразований. В связи с этим в институте преимущественное развитие получает целевое краткосрочное обучение. Несмотря на то, что «план по фактическому приему был перевыполнен на 15% (обучено 3637 чел. вместо 3250 по плану), в пересчете на месяц обучения план недовыполнен (1364 чел. вместо 1600 чел.)»[4]. В переходный период в сельском хозяйстве произошло высвобождение значительной части специалистов. Это обусловило возникновение трудностей с набором, привело к изменению контингента слушателей института. Для специалистов, высвобождаемых из животноводства, была организована переподготовка с последующим присвоением квалификации техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, недостаток которых в тот период был довольно значительным. Кроме того, была организована переподготовка на предмет присвоения квалификации «бухгалтер», спрос на которых имел тенденцию к увеличению. В 1993 году институт осуществлял сотрудничество с учебно-консультационными пунктами семи районов республики, осуществлял методическую помощь, выездную учебу, участвовал в проведении республиканских семинаров.
В Отчете о деятельности Башкирского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК за 1992 год отмечено, что оперативное руководство производством невозможно без своевременного бухгалтерского анализа состояния хозяйственной деятельности. Однако, несмотря на то, что укомплектованность бухгалтерами является высокой – более 99%, только 33,2% из них имели высшее образование, около 9% - практики, не имеющие специального образования, а 5% - лица пенсионного возраста.
Первостепенной задачей аграрного сектора, как и сейчас, в 1992 году являлся резкий подъем эффективности животноводства. В этой связи повышаются требования к специалистам – зоотехникам и ветеринарным врачам. Укомплектованность специалистами здесь составляла лишь 87-91%, а высшее образование имеют всего 65,5% зоотехников и 53% ветеринарных врачей. В должностях главных ветврачей работают около 50 человек (более 10% от общего количества) без специального образования. Обеспеченность специалистами и их образовательный уровень в разрезе районов были далеко неоднородны. Довольно высокими были обеспеченность и образовательный уровень специалистов в Дюртюлинском, Илишевском, Дуванском, Татышлинском и некоторых других районах, В то же время в Калтасинском районе не хватало 33% специалистов, в Благоварском – 22%, Белокатайском – 20,5%, в Балтаческом, Бураевском, Караидельском, Краснокамском, Чишминском, Мишкинском – по 8-18%. В то же время из работающих специалистов и руководителей в Аскинском, Ермекеевском, Белокатайском, Бижбулякском, Бураевском, Бурзянском, Нуримановском и многих других районах всего 31-40% имеют высшее образование. С 1988 по 1992 годы наблюдалась устойчивая тенденция к снижению обеспеченности специалистами, ухудшение их образовательного уровня. Это было связано, как и в современных условиях, с низкой материальной заинтересованностью, плохими условиями труда. В результате происходивших в тот период реорганизаций и разукрупнения хозяйств к руководству в целом хозяйствами и отдельными отраслями зачастую приходили лица, не имеющие ни опыта работы, ни соответствующего образования. По обобщенным данным, до 40-60% руководителей и специалистов вновь созданных агропромышленных формирований не имели соответствующего образования и зачастую элементарных навыков работы на занимаемых должностях. Особенно это касалось таких категорий специалистов, как зоотехники, агрономы, бухгалтеры и экономисты.
Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века в аграрном секторе республики сложилась ситуация, согласно которой значительная часть руководящего состава и специалистов агропромышленного комплекса нуждалась в серьезной переподготовке и повышении квалификации. Это было обусловлено не только развитием научно-технического прогресса, но и процессами реструктуризации, возникновением предприятий различных организационно правовых форм собственности. Особое внимание при этом уделялось формированию квалифицированного преподавательского состава по экономическим и правовым дисциплинам, изучению передового зарубежного опыта развития сельского хозяйства.
Обучение работников аграрных образовательных учреждений и специалистов государственных учреждений и организаций агропромышленного комплекса осуществляется сейчас за счет средств федерального и республиканского бюджета по следующим специальностям: «Менеджмент», «Антикризисное управление», «Правовое обеспечение предприятий АПК», «Землеустройство и землепользование», «Технология производства продукции пчеловодства» (в 2006 году было обучено 20 руководителей и специалистов по 520 часовой учебной программе), по специальностям «Бухгалтерский учет и аудит» и «Организация воспроизводства сельскохозяйственных животных» количество обученных специалистов также составляет по 20 человек, количества часов по данным учебным программам составляет соответственно 548 и 678.
Программы повышения квалификации кадров, проводимые Башкирским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров АПК по 72 часовым учебным программам, осуществляются более чем по 32 направлениям: «Принципы оздоровления экономики и стабилизации производства в АПК (в среднем за год обучаются по 120 руководителей сельскохозяйственных предприятий и организаций), «Организация деятельности фермерских хозяйств в рыночных условиях» (за год обучаются по 30 глав крестьянских (фермерских) хозяйств, председатели, исполнительные директора районных ассоциаций фермеров), «Современные требования к ведению бухучета в системе АПК» (за год обучаются по 130 главных бухгалтеров районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий и организаций; более 40 главных бухгалтеров и бухгалтеров предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности), «Проблемы функционирования сельскохозяйственных предприятий и организаций в современных рыночных условиях» (за год обучается более 60 главных экономистов районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий и организаций; более 40 главных экономистов и экономистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности), «Правовое обеспечение деятельности предприятий» (за год в среднем обучаются более 20 юристов районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий и организаций), «Современные технологии управления в работе кадровых служб» (за год в среднем обучаются более 60 специалистов кадровых служб сельскохозяйственных предприятий и организаций), «Решение управленческих проблем и задач инновационными методами» (обучаются более 20 преподавателей сельскохозяйственных техникумов), «Особенности осуществления ветеринарного надзора в период реорганизации ветеринарной службы Российской Федерации и Республики Башкортостан» (обучаются более 62 начальников районных городских ветеринарных станций, главных государственных ветеринарных инспекторов и директоров зональных ветлабораторий), «Организация государственного ветеринарного контроля на поднадзорных объектах (обучаются более 20 начальников отделов Государственного ветеринарного надзора), «Профилактика и лечение незаразных болезней сельскохозяйственных животных» (более 40 ветврачей терапевтов и ветеринарных специалистов различных форм собственности), «Ветеринарно-санитарный контроль и экспертиза качества молочной продукции» (по 20 заведующих лабораториями ветеринарной санитарной экспертизы), «Современные достижения диагностики, профилактики и оздоровительных мероприятий при инфекционных мероприятий при инфекционных инвазионных и незаразных болезней сельскохозяйственных животных» (более 20 ветврачей, эпизотологов, паразитологов), «Организация ветеринарно-санитарных мероприятий при болезных сельскохозяйственных животных» (более 30 заведующих ветеринарными участками, пунктами и участковыми лечебницами), «Организация интегрированной защиты растений» (ежегодно обучаются по 30 начальников районных станций по защите растений), «Организация производства элитных семян сельскохозяйственных культур» (главные агрономы элитхозов, ОПХ), «Почвозащитные, энергосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур в условиях РБ» (более 50 главных агрономов районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий и организаций), «Прогрессивные технологии возделывания сахарной свеклы» (более 30 главных агрономов районных управлений сельского хозяйства, свекловоды, главные агрономы сахарных заводов), «Организация производства кормов в хозяйствах РБ» (более 50 главных агрономов сельскохозяйственных предприятий и организаций, главы КФХ), «Применение информационных технологий в животноводстве» (боле 30 зоотехников-селекционеров районных управлений сельского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий), «Повышение эффективности племенной работы в животноводстве» (более 30 главных зоотехников и зоотехников по племенной работе), «Технология возделывания кумысоделия, эффективность производства кумыса» (по 30 мастеров кумысоделия всех форм собственности), «Пути повышения эффективности производства продукции животноводства» (более 20 заведующих животноводческими фермами), «Современные технологии производства продукции пчеловодства» (более 100 специалистов по пчеловодству), «Современные требования к инженерной службе» (30 главных инженеров сельскохозяйственных предприятий и организаций аграрного сектора), «Актуальные проблемы функционирования службы государственного технического надзора в современных условиях» (более 30 главных специалистов инспекций районов и городов), «Охрана труда и пожарная безопасность на предприятиях АПК РБ» (более 180 главных инженеров, начальников районных управлений сельского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий и организаций), «Новые методологии серологических исследований для диагностики болезней лабораторными методами» (ежегодно обучаются более 15 ветврачей-серологов), «Диагностика паразитарных болезней с использованием современных лабораторных методик» (ежегодно обучаются более 15 ветврачей-паразитологов), «Новые лабораторные методики токсических исследований для диагностики болезней» (ежегодно обучаются более 15 ветврачей-токсикологов), «Диагностика инфекционных болезней с использованием современных лабораторных методик» (ежегодно обучаются более 15 ветврачей-вирусологов).
С 1990 по 2006 годы количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации в Башкирском институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, составило 46241 человек, в том числе 40094 человека обучены по целевым направлениям хозяйств на бюджетной основе (см.таблицу 57).
Таблица 57 Количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации
в Башкирском институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК с 1990 по 2006 годы[5]
Виды обучения |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
I Обучение специалистов АПК за счет бюджетных ассигнований |
||||||||||||||||||
Профессиональная переподготовка (свыше 500 часов аудиторных занятий) |
138 |
192 |
286 |
235 |
266 |
11 |
161 |
196 |
81 |
105 |
126 |
104 |
148 |
152 |
168 |
154 |
144 |
2667 |
Повышение квалификации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А) от 72 часов до 100 часов |
1530 |
2412 |
3279 |
1235 |
2474 |
2002 |
2390 |
2196 |
2140 |
2062 |
2086 |
2056 |
2042 |
2074 |
2155 |
1816 |
1486 |
35435 |
Б) свыше 100 часов |
40 |
68 |
72 |
84 |
117 |
549 |
73 |
84 |
249 |
132 |
144 |
122 |
86 |
74 |
46 |
36 |
16 |
1992 |
II. Обучение специалистов на договорной основе |
||||||||||||||||||
Контрактная подготовка |
- |
- |
- |
- |
10 |
67 |
20 |
103 |
122 |
48 |
466 |
538 |
642 |
866 |
1416 |
1092 |
787 |
6177 |
Итого:
|
1708 |
2672 |
3637 |
1554 |
2867 |
2629 |
2644 |
2579 |
2592 |
2347 |
2822 |
2820 |
2918 |
3166 |
3785 |
3098 |
2433 |
46241 |
Рисунок 56 Численность специалистов, обученных в Башкирском институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК
с1990 по 2006 годы
С целью повышения эффективности деятельности по переподготовке и повышению квалификации кадров для аграрного сектора на базе Башкирского государственного аграрного университета в 2004 году был создан Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора.
Башгосагроуниверситет осуществляет повышение квалификации кадров АПК в рамках 72-часовых учебных программ по таким направлениям как «Особенности конструкции современных тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и их эксплуатация в современных условиях» (за 2004-06 учебные годы по данной программе было обучено 32 специалиста), «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий» (129 чел.), «Организация бизнес-планирования и инвестиционного проектирования» (15 чел.), «Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оплата и материальное стимулирование труда» (16 чел.), «Ветеринарный санитарный контроль сырья животного и растительного происхождения» (28 чел.), «Организация ремонта и модернизации сельскохозяйственной техники на ремонтно-обслуживающих предприятиях» (22 чел.), «Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур» (178 чел.), «Охрана труда на предприятиях АПК Республики Башкортостан» (109 чел.), «Информационные технологии в бухгалтерском учете» (18 чел.), «Перспективные технологии в животноводстве» (157 чел.), «Апробация сельскохозяйственных культур» (29 чел.), «Особенности конструкции зарубежных и отечественных тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и их эксплуатация в современных условиях» (32 чел.), «Профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных» (30 чел.), «Повышение эффективности пчеловодства» (17 чел.), «Регулирование земельных отношений» (43 чел.), «Эффективное использование электрической энергии и проблемы энергосбережения» (49 чел.), «Пожарная безопасность на предприятиях АПК» (85 чел.).
По распоряжению Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башгосагроуниверситет осуществляет также целевую переподготовку специалистов по направлениям: «Охрана труда в организациях» (в 2005-06 учебном году было обучено 280 чел. по 40-часовой учебной программе), «Пожарно-технический минимум» (268 чел. по 35-часовой учебной программе), «Электробезопасность в организациях» (62 чел. по 35-часовой учебной программе).
Общее количество специалистов, повысивших свою квалификацию в 2004-05 учебном году, составляет 202 человека; в 2005-06 учебном году – 1422 человека; в 2006-07 учебном году - 2315 человек (см. таблицу 58).
Среди приоритетных учебных программ и специальностей в системе профессиональной переподготовки руководителей и специалистов организаций аграрного сектора в настоящее время выделена единая программа подготовки арбитражных управляющих по 480-часовой учебной программе. Ежегодно по данной программе в центре выпускается по 25 специалистов.
Таблица 58 Количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации в Учебном центре повышения квалификации кадров АПК при Башкирском государственном аграрном университете
с 2004 по 2006 годы[6]
Виды обучения |
2004 |
2005 |
2006 |
Профессиональная переподготовка (свыше 480 часов аудиторных занятий) |
- |
25 |
- |
Повышение квалификации |
|
|
|
А) менее 72 часов (целевое обучение) |
- |
610 |
850 |
Б) от 72 часов до 100 часов |
202 |
787 |
1465 |
Итого:
|
202 |
1422 |
2315 |
Как видно из таблицы, Учебный центр повышения квалификации кадров АПК при Башкирском государственном аграрном университете в настоящее время только наращивает свои темпы развития. Сравним информацию о числе направлений профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров аграрного сектора в двух специализированных институтах Республики Башкортостан (см. таблицу 59).
Анализируя эффективность существующих структур по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора Республики Башкортостан, данную работу, безусловно, следует признать положительной. В то же время различный по продолжительности опыт функционирования данных систем, а также дифференцированная связь науки с производством в рамках данных структур снижают общую степень научно-практической полезности их функционирования.
Таблица 59 Сравнительные сведения о числе направлений профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров аграрного сектора в специализированных институтах
Республики Башкортостан
Институты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК |
Количество направлений профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров |
Общее среднегодовое количество обучающихся специалистов |
||
Более 500 часовые программы |
Более 72 часовые программы |
Менее 72 часовые программы |
||
Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора при Башгосагроуниверситете (ЦПППиП БГАУ) |
1 |
15 |
3 |
1422 |
Башкирский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК (БИППК АПК РБ) |
7 |
31 |
8 |
1731 |
Выделим преимущества и недостатки функционирования данных систем (см. таблицу 60).
Таблица 60 Основные преимущества и недостатки функционирования образовательных учреждений Республики Башкортостан, выполняющих функции по переподготовке и повышению квалификации кадров для аграрного сектора
Образовательные учреждения |
Преимущества |
Недостатки |
Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора при Башгосагроуниверситете (ЦПППиП БГАУ) |
1. Высокий уровень преподавания. 2. Широкая связь науки с производством. 3. Возможности привлечения высокопрофессиональных специалистов для ведения занятий. 4. Активное внедрение научно-технических новшеств и достижений. 5. Количественно и качественно укомплектованный современный библиотечный фонд. 6. Оснащение классов мультимедийными проекторами. 7. Использование передового зарубежного опыта. 8. Наличие зарубежных стажировок. 9. Достойная оплата труда преподавателей. 10. Наличие комфортного общежития, столовой. |
1. Требуется расширение направлений специальностей по повышению квалификации (в частности, пока не организованы занятия по изучению иностранных языков, менеджмента и управления персоналом и некоторых других). 2. Недостаточное количество учебных классов для проведения занятий в дневное время.
|
Башкирский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК (БИППК АПК РБ) |
1.Значительный опыт работы на рынке образовательных услуг. 2.Апробированные лекционные, практические курсы. 3.Узкая специализация в вопросах переподготовки, повышения квалификации. 4.Значительное число направлений переподготовки и повышения квалификации. 5.Наличие общежития, столовой. |
1. Недостаточные возможности для привлечения высокопрофессиональных специалистов для ведения занятий. 2. Недостаточное использование передового зарубежного опыта. 3. Слабая связь науки с производством. 4. Низкая оплата учебных часов преподавательскому составу. 5. Отсутствие стажировок. |
Необходимо отметить, что к числу главных недостатков, которые наблюдаются в деятельности Башкирского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК и Центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора Башгосагроуниверситета, следует отнести отсутствие стажировок (как самостоятельного вида обучения, включая зарубежные).
Научно-техническое развитие сельскохозяйственных техники и технологий, применяемых в современных условиях, требует высокопрофессионального отношения со стороны обслуживающего персонала (механизаторов при работе с сельскохозяйственной техникой, доярок - в работе с новым доильным оборудованием). Кроме того, знание английского языка также имеет важное научно-практическое значение для эффективной работы с импортным сельскохозяйственным оборудованием.
В современных условиях для совершенствования системы управления аграрным производством, предпринимательскими агроструктурами увеличивается значимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области малого предпринимательства, менеджмента, маркетинга и управления персоналом, а также специалистов предприятий сервисного и технического обслуживания, владеющих иностранными языками. Это повышает необходимость расширения учебных программ переподготовки и повышения квалификации кадров по данным направлениям.
Важнейшими функциями системы управления кадровым потенциалом является прогнозирование, планирование потребности в различных специалистах на основе изучения рынка труда, создания кадрового резерва, отработки механизма движения работника по ступеням карьеры, организации повышения квалификации, координации образовательного процесса и социального заказа отрасли.
Управление кадровыми процессами обеспечивает формирование и корректировку профессионально-квалификационной структуры, сокращение текучести и повышение закрепляемости кадров в сельском хозяйстве, своевременное выявление перспективных работников[7]. Затрачивая ежегодно значительные суммы на подготовку кадров, государство и региональные власти не могут обеспечить ротацию квалифицироваевого приема. Значительные потенциальные возможности несет подготовка резерва управленческих кадров из числа выпускников, получивших специальность «экономика и управление на предприятии (в аграрном производстве)», «механизация сельского хозяйства».
Проблема закрепляемости во многом зависит также и от профессиональной ориентации населения, прежде всего сельской молодежи. Совершенствование профориентации уменьшит долю случайных людей среди зачисленных в вузы. Важная роль отводится подготовке резерва руководящих кадров из числа студентов 4-5 курсов. Резервную группу следует формировать в основном из числа зачисленных в рамках целготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора Республики Башкортостан представляет собой совокупность действий, направленных на эффективное функционирование и увеличение стоимости не только самого кадрового потенциала, но и его составляющих. Элементы развития кадрового потенциала включают в себя: разработку программы его развития (выработки кадровой политики), выработку и внедрение системы управления организационным знанием; обеспечение системы организационного развития и обучения; создание и модернизацию инструментов увеличения потенциала и его воспроизводства; разработку комплексной системы показателей оценки развития кадрового потенциала.
Эффективность управления кадровым потенциалом во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом в аграрном секторе, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми. Как свидетельствует накопленный опыт системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в аграрном секторе экономики, «за последние 40-50 лет модель образования и воспитания характеризовались единообразием, центральной системой управления с жесткой программой, пассивными методами обучения, отсутствием связи с производством»[8]. В соответствии с требованиями времени новые задачи организации развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного сектора должны быть ориентированы на согласование организации работы вузов и ссузов, осуществляющих подготовку специалистов для села, создание системы агрообразования мирового уровня, конкурентоспособной относительно лучших зарубежных систем.
Повышение квалификации работников агропромышленного комплекса должно быть организовано путем активной интеграции различного типа учебных заведений: техникумов с профтехучилищами, аграрного университета с техникумами и институтом повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. С целью усиления связи теоретического образования и практически востребованных навыков необходимо улучшать методическое обеспечение учебного процесса, обеспечивать развитие интеграции ссузов с агроуниверситетом, расширять международные связи и обеспечивать стажировки преподавателей и обучающихся слушателей в учебных научных центрах зарубежных стран.
[1] Итоги работы школы управления агропромышленным комплексом за 1990 г. – Уфа: БИППК АПК, 1991. – С. 2.
[2] Итоги работы школы управления агропромышленным комплексом за 1990 г. – Уфа: БИППК АПК, 1991. – 11 с.
[3] См. там же. – С.3.
[4] Приложение к отчету о работе Башкирского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК за 1992 год. – Уфа: БИППК АПК, 1992. – С.1-2.
[5] Архивные данные. Отчеты о работе Башкирского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК за 1992-2006 годы. – Уфа: БИППК АПК, 1992-2006.
[6] Отчеты о выполнении учебного плана переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК в ФГОУ ВПО Башкирского государственного аграрного университета за 2004 - 2006 годы. – Уфа: БГАУ, 2004-2006. – 2 с., 5 с., 7 с.
[7] Урусов В. Приоритет кадровому обеспечению // Экономика сельского хозяйства России. – 2003. - № 8. – С.8.
[8] Малахов А.С. Роль обучения и аттестации руководящих кадров в подъеме аграрной экономики // Материалы конференции «Приоритетные учебные программы и передовые методики обучения руководящих кадров и специалистов» 23-25 июня 1997 года. – СПб.: АМА Тем.план. – 1997. – С.163-169.