3.3 Решение проблемы начального профессионального образования, подготовки, воспроизводства
и закрепления на селе кадров массовых профессий
Наметившийся подъем российской экономики, характеризующийся благоприятной конъюнктурой внутреннего регионального агропродовольственного рынка и адаптацией агропредприятий к новым условиям, способствовал увеличению спроса на квалифицированную рабочую силу. Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обуславливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве главного фактора экономического роста. По подсчетам ученых, уровень производительности труда в России в три раза ниже, чем в развитых странах. Это приводит к недостаточным показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и слабому инвестиционному потенциалу российской аграрной экономики, что затрудняет широкое и эффективное применение современных техники и технологий в развитие аграрного сектора.
По данным официальной статистики, на предприятиях аграрного сектора в конце 90-х гг. физический и моральный износ сельскохозяйственной техники и оборудования превысил 60%. Согласно исследованиям[1], свыше 1/6 рабочих было занято ручным трудом, без применения машин и механизмов. Технологический парк используемого оборудования в большинстве случаев заменяется на технику зарубежного производства (комбайны Кейсы, Нью-Холланд и т.д.). При этом, стала складываться проблемная ситуация, согласно которой, работники оказались неприспособленными к работе на новой импортной технике. Аналогичные трудности возникают у доярок с новым доильным оборудованием. Отсутствие профессиональных технических знаний, невладение новыми технологиями, незнание специалистами основ иностранного языка приводят к преждевременным поломкам оборудования.
Экономическая роль формирования устойчивой системы обучения и воспроизводства квалифицированных специалистов среднего звена заключается в том, что именно они являются главными производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции. Обучение кадров массовых профессий, к числу которых относятся механизаторы, трактористы-машинисты, комбайнеры, водители автомобилей, слесари по ремонту техники, животноводы, строители, лаборанты и другие, является своего рода экономическим вложением в будущие производственные прибыли.
Практика показывает, что специалисты со средним специальным образованием оказываются более мобильными в обучаемости и улучшении качества производимой продукции, стремятся к недопущению производства брака, технических поломок, аварий, поскольку обладают большей мотивационной направленностью не только в стремлении к повышению своей квалификации, но и увеличению оплаты своего труда (по сдельно-премиальной системе). Все это, в конечном счете, способствует повышению общественной эффективности производства.
С середины 90-х годов динамика подготовки специалистов среднего звена в республике, как и по России в целом, характеризуется стабильным ростом численности, приема и выпуска студентов. С 1998 по 2003 годы прием студентов в ссузы увеличился на 4 тыс. чел., или 14,1 %; численность студентов возросла на 17 тыс.чел., или 19,5%; контингент дневных отделений вырос на 14,1 тыс.чел. – 20,6%; выпуск – на 4,1 тыс.чел. – 18,3%[2].
Если в конце 90-х годов ХХ века на рынке труда оказалось невостребованными 42% выпускников сельскохозяйственных техникумов, то в 2002 году – 12,8%. В связи с этим с 2001 года в ссузах республики на основании Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан «Об организации целевого приема в высшие и средние специальные учебные заведения в Республике Башкортостан» (№ 63 от 30.03.2001 г.) стал осуществляться 10%-ный целевой прием на бюджетные места[3].
Только в 2002 и 2003 годы по целевому приему в ссузы было зачислено более двух тысяч выпускников сельских школ. В 2004 году в республике по направлениям обучалось всего 5,8 тыс. студентов (5,1 тыс. в 2002 году), в том числе заключили контракты с работодателями 4,1 тыс.чел. (3,6 тыс. в 2002 году)[4].
Рассмотрим изменения общей численности студентов, числа принятых и выпущенных специалистов в динамике с 1990 по 2007 годы (см. таблицу 54).
Таблица 54 Сведения об общем числе студентов, числе принятых и числе выпущенных специалистов средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля Республики Башкортостан[5]
Показатели |
1990/91 |
1995/96 |
2000/01 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
Численность студентов, чел. |
7894 |
7455 |
8014 |
7621 |
7405 |
7276 |
7954 |
Принято студентов, чел. |
2933 |
2200 |
2552 |
2508 |
2348 |
2317 |
2460 |
Выпущено, чел. |
2233 |
1695 |
2281 |
2065 |
1959 |
1896 |
1484 |
Обучение в средних специальных учебных заведениях республики аграрного профиля в республике осуществляется по 18 направлениям по очной форме обучения и по 11 направлениям специальностей обучение ведется по заочной форме[6] (см. таблицу 55).
Таблица 55 Общие сведения о деятельности сельскохозяйственных техникумов Республики Башкортостан
Сельскохозяйственные техникумы Республики Башкортостан |
Год основания |
Общее число подготовленных специалистов, чел. |
Направления специальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Аксеновский |
1896 |
15880, в т.ч. 2745 по заочной форме |
- экономика; - бухгалтерский учет; - менеджмент; - агрономия; - зоотехния; - ветеринария; - пчеловодство; |
Баймаский |
1961 |
1439, в т.ч. 961 зоотехник, 932 техника-механика, 128 бухгалтеров |
- экономика, бухгалтерский учет и контроль; - агрономия; - зоотехния; - ветеринария; - механизация сельского хозяйства. |
Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства |
1930 |
18500, в т.ч. 4500 по заочной форме |
- экономика и бухгалтерский учет; - механизация сельского хозяйства; - электрификация сельского хозяйства. |
Дуванский аграрный техникум |
1930 |
Более 9000 специалистов |
- агрономия; - ветеринария; - механизация сельского хозяйства; |
Кушнаренковский |
1931 |
Более 9000 специалистов |
- агрономия; - зоотехния; - экономика и бухгалтерский учет; |
Окончание таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
Мелеузовский механико-технологический техникум |
1964 |
Более 2500 специалистов |
- правоведение; - экономика и бухгалтерский учет; - монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования; - технология сахаристых продуктов; - технология бродильных производств; - технология мяса и мясных продуктов; - технология молока и молочных продуктов; - строительство и эксплуатация зданий и сооружений. |
Стерлитамакский |
1957 |
Более 15000 специалистов |
- агрономия; - зоотехния; - ветеринария; - механизация сельского хозяйства; - организация фермерского хозяйства; экономика, бухгалтерский учет. |
Юматовский аграрный техникум |
1910 |
Более 16000 специалистов |
- агрономия; - правоведение; - пчеловодство; - бухгалтерский учет; - земельно-имущественные отношения. |
Информация о подготовке специалистов в средних специальных сельскохозяйственных учебных заведениях Республики Башкортостан в 2006-07 учебном году представлена на рисунке 55.
Рисунок 55 Подготовка специалистов в средних специальных сельскохозяйственных учебных заведениях Республики Башкортостан
в 2006-07 учебном году
В 2002-2004 годы число выпускников, устроившихся по специальности по заявкам работодателей, увеличилось с 29% до 45%. Число специалистов, пожелавших продолжить свое обучение в вузах, возросло с 4% до 18%. В то же время уменьшилось число выпускников ссузов, трудоустроившихся самостоятельно (в 2003 году их доля составила 23,7% общей численности выпущенных специалистов).
Поводя итог анализа состояния начального профессионального образования, подготовки, воспроизводства и закрепления на селе кадров массовых профессий, необходимо сделать следующие выводы:
1. Кадровый потенциал аграрного сектора Республики Башкортостан в настоящее время достаточно высок и останется таковым в ближайшие годы. Этому способствует наличие в республике большого количества учебных заведений аграрного профиля. Это - Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, Давлекановский учебно-курсовой комбинат, федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, из них пять сельскохозяйственных, два аграрных и один механико-технологический техникум. Все они имеют государственную аккредитацию и прошли государственную аттестацию. Общее число студентов сельскохозяйственных техникумов составляет более 9300 человек, из них 6460 студентов обучаются по очной форме. В аграрный университет ежегодно принимается более 1400 студентов.
2. В настоящее время требуется создание новой системы отношений между образовательными учреждениями и сферой труда, а также государственными органами управления. Эти отношения должны проявляться в совместном изучении и анализе рынка труда, прогнозе потребностей предприятий, определении требований к содержанию подготовки и решению проблемы востребованности выпускников, использовании базы учреждений для переподготовки высвобождаемого и незанятого населения. Старая схема, основанная на отраслевом подходе, себя не оправдывает, а современная система формирования заказа на специалистов, который согласуется с местными службами занятости, носит пока формальный характер. С целью гибкого реагирования на требования сельского рынка труда необходимо осуществлять регулярный мониторинг потребностей аграрного сектора в специалистах среднего и высшего звена.
3. Назревает необходимость в формировании конкретных запросов на подготовку кадров со стороны работодателей - производственных объединений и учреждений, органов республиканской и местной исполнительной власти с учетом потребностей регионального рынка труда. Корректировка структуры приема абитуриентов в средние специальные учебные заведения должна происходить по заказам предприятий, республиканских министерств, служб занятости, городских и районных администраций.
4. Наблюдается падение престижа рабочих профессий. Преобладание студентов только государственных вузов (124 тысячи человек) над студентами вузов (87 тысяч) дает основание утверждать, что престиж рабочих профессий в глазах молодежи заметно снизился. Решение данного вопроса может быть достигнуто путем создания условий для зарабатывания достойной оплаты труда, а также неэкономических регуляторов, которые могут быть созданы на уровне местных администраций (создание и проведение конкурсов «Умелые руки», «Лучшая доярка», «Лучший комбайнер» и т.д.)
5. Другой проблемой, оказывающей влияние на кадровый потенциал является демография. В республике, по данным переписи 2002 года, проживает немногим более 4 миллионов 90 тысяч жителей, из которых 2 миллиона 403 тысячи – в трудоспособном возрасте. После 2005 года началось абсолютное сокращение численности трудоспособного населения, причем на фоне количественного снижения этого показателя имеет место существенное ухудшение контингента работающих – начало старения экономически активной части населения. В ближайшие 15 лет трудоспособными станут 322 тысячи человек, а пенсионного возраста достигнут 645 тысяч человек.
6. Снижение квалификации рабочих на многих предприятиях аграрного сектора скоро станет серьезным препятствием при модернизации производства. Многие высококвалифицированные рабочие аграрного сектора из-за неполной занятости, низкого уровня заработной платы были демотивированы, снизили свой уровень, либо посвятили свое время работе в личных подсобных хозяйствах.
7. Всемерно модернизировать и совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации кадров на базе БГАУ и ссузов.
8. Необходимо развивать партнерские отношения между учреждениями среднего профессионального образования и работодателями при участии районных администраций как посредников. При этом важное внимание должно уделяться тому, чтобы каждая администрация района при выдаче целевых мест обеспечивала конкурсную ситуацию. Только «в 2006 году администрациями ряда районов это не было обеспечено в 33,9% случаев, 12,6% мест остались нереализованными; 5,9% или 202 целевых места не востребованы»[7].
9. Вопросам профессиональной ориентации школьников с целью привлечения их к трудовой деятельности по рабочим специальностям должно уделяться первостепенное внимание.
Таким образом, в современных условиях возрастает значимость проведения активной кадровой политики, ориентированной на сохранение, развитие, воспроизводство и закрепление на селе высококвалифицированных кадров со средним профессиональным образованием. Это обусловлено процессами модернизации производственных процессов аграрного сектора и социальной сферы села, соответствующим повышением востребованности и качественным обновлением содержания труда специалистов.
[1] Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы 1996 г. – М.: Минтруд РФ, 1997.
[2] Средние специальные учебные заведения Республики Башкортостан. Справочник. – Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2004. – С. 5.
[3] Средние специальные учебные заведения Республики Башкортостан. Справочник. – Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2006. – С. 5.
[4] См.там же. – С. 5.
[5] Образование и культура в Республике Башкортостан. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. – Уфа, 2006. – С.56.
[6] Сиражетдинов Р.Д. О проблемах взаимодействия региона и федерального центра по вопросам функционирования и развития учреждений среднего профессионального образования. // Материалы республиканской конференции работников учреждений среднего профессионального образования «Проблемы и задачи региональной политики в системе среднего профессионального образования в 2004/05 учебном году». – Уфа: РИО РУМНЦ МО РБ, 2005. – С.26-29.
[7] Профессиональное образование в Республике Башкортостан: основные итоги за 2006 год. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – С.28.