3.2 Совершенствование работы по формированию профессиональных
и трудовых планов сельской молодежи
Кадровый потенциал характеризует наиболее активную часть трудового потенциала, его формирование происходит на протяжении всей человеческой жизни посредством накопления социально-значимых, образовательно-квалификационных и профессиональных качеств. Фундаментальная основа кадрового потенциала закладывается сначала в системе общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), затем наращивается в системе профессионального образования. На различных этапах жизни человека степень интенсивности восприятия новой информации различна, зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внутренних факторов относятся потребности, наличие мотивационных целей, психофизиологические, образовательные, творческие и другие возможности. К внешним факторам следует отнести научно-технические, производственные, организационно-экономические, социально-психологические, политические и другие факторы.
Основой формирования и воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора является сельская молодежь. Готовность молодежи к трудовой деятельности является предопределяющим вектором будущего развития страны и региона. В связи с этим чрезвычайно важным является формирование у сельских детей особого отношения к труду на земле, на протяжении всех этапов их социально-личностного формирования и развития (детства – ранней юности, юности, молодости). Предоставление возможностей реального выбора будущей профессиональной деятельности, определения места в социально-трудовой сфере, формирования профессиональных планов, намерений, трудовых ориентаций должны находить свое логическое продолжение в системе профессионального образования.
Профессиональная ориентация является важной составляющей в системе управления персоналом, заключающаяся в оказании помощи будущему специалисту в выборе профессиональной деятельности. Это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, психофизиологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального интереса к профессии посредством выявления интересов, наклонностей, способностей, определения степени пригодности.
Профориентационная работа может быть первичной (для людей, не имеющих опыта работы) и вторичной (для лиц, имеющих трудовой опыт). Объектом первичной профориентации являются школьники и молодежь, поступающая на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения. Роль профориетационной работы заключается в формировании особого интереса к учебе, оказании содействия в осуществлении выбора будущей профессии.
Центром профессиональной ориентации и довузовской подготовки Башкирского государственного аграрного университета проводится активная работа в данном направлении. Ежегодно для проведения профориентационной работы преподаватели вуза выезжают в сельские школы, где имеются 11-е классы, с целью информирования будущих абитуриентов и их родителей об университете, его факультетах и специальностях, правилах приема, подготовительных курсах; организации учебы и быта студентов, спортивных секциях, деятельности факультета общественных профессий и т.д. По результатам командировок во все 54 района республики осуществляется сбор информации, включающей списки школ района и общее количество учащихся 11-х классов, в том числе учащихся-выпускников, планирующих поступить в аграрный университет, наименование избранной специальности и заявку на обучение на подготовительных курсах.
До 2005 года в республике существовали восемь центров довузовской подготовки - в Абзелиловском, Бураевском, Дуванском, Илишевском, Кармаскалинском, Мелеузовском, Стерлибашевском и Туймазинском районах (см. таблицу). Как видно из таблицы, охват районов республики центрами довузовской подготовки составляет 100%.
В 2005 году проводилась активная экспериментальная работа с сельскохозяйственными техникумами по привлечению их лучших выпускников для обучения в БГАУ. Однако затраты, связанные с проведением профориентационной работы, ожидаемого эффекта не принесли, в связи с чем данная деятельность была приостановлена.
С целью оценки результативности деятельности центра довузовской подготовки необходимо сопоставить число слушателей подготовительных курсов по имеющимся данным, с результатами их зачисления в БГАУ (см. таблицу 50).
Таблица 50 Сведения о зачислении слушателей подготовительных курсов с 2002 по 2006 годы[1]
Курсы |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|||||
Очные семимесячные |
72 |
35 |
86 |
58 |
- |
- |
35 |
15 |
- |
- |
Заочные семимесячные |
- |
- |
- |
- |
87 |
27 |
337 |
88 |
108 |
24 |
Очные трехмесячные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
84 |
62 |
Очные трехнедельные |
138 |
63 |
130 |
62 |
193 |
68 |
295 |
114 |
220 |
111 |
Всего: |
210 |
98 |
216 |
120 |
280 |
95 |
667 |
217 |
412 |
197 |
Результат осуществления довузовской подготовки может быть оценен с помощью показателя доли слушателей подготовительных курсов, поступивших в БГАУ (см. рисунок 52).
Рисунок 53 Доля слушателей подготовительных курсов, поступивших в БГАУ в 2002-2006 годы
Эффективность результатов работы центра довузовской подготовки БГАУ по проведению подготовительных курсов с 2004 по 2007 годы в обобщенном виде представлена на рисунке 54.
Рисунок 54 Удельный вес слушателей подготовительных курсов, поступивших в БГАУ в 2002-2006 годы
Из рисунка 54 видно, что за весь анализируемый период наибольший удельный вес поступивших абитуриентов был представлен слушателями очных трехнедельных курсов (33%), затем слушателями очных трехмесячных курсов (31%), слушателями очных семимесячных курсов (24%), слушателями заочных семимесячных курсов (12%).
В настоящее время в России и Башкортостане формирование трудовых ориентаций сельской молодежи происходит в сложных и противоречивых условиях. Сущность данных противоречий заключается в том, что, с одной стороны, происходит не только снижение численности экономически активного сельского населения, но и населения моложе трудоспособного возраста, что через 10-20 лет существенным образом скажется на недостатке трудовых ресурсов, ослаблении кадрового потенциала.
С другой стороны, уже сейчас современные сельскохозяйственные и агропромышленные предприятия нуждаются в квалифицированных молодых специалистах, их основная штатная численность оказывается неукомплектованной не протяжении последних 5-10 лет. Образовательные (начальные, средние и высшие) учебные заведения сельскохозяйственного профиля Республики Башкортостан, выполняют свою основную функциональную задачу по подготовке специалистов довольно качественно. Об этом свидетельствуют ежегодный выпуск специалистов, получивших дипломы с отличием, а также высокий процент трудоустройства выпускников, их востребованность не только в аграрном секторе экономики, но и в банковской, образовательной, жилищно-коммунальной, коммерческой и других сферах и отраслях экономики. Таким образом, развивается «горизонтальная» миграция специалистов между отраслями народного хозяйства.
Как показывают результаты исследований, проведенных Госкомстатом РБ[2], выпускники сельских школ ориентированы на продолжение повышения своего образовательного уровня в 4,2% случаях. При этом третья часть из этого числа считает достигнутый уровень образования достаточным и две третьих не обладают достаточными знаниями для поступления в вуз на бюджетной основе и не имеют средств на платное обучение. Среди учащихся начальных и средних профессиональных учебных учреждений планы сельской молодежи по намерению дальнейшего повышения образовательного уровня примерно в два раза меньше в сравнении с городскими учащимися. При этом 37,4% выпускников начальных и 36,1% средних учебных заведений считают полученное образование достаточным. Опросы выпускников высших учебных заведений, проведенные в рамках этого исследования, показали, что доля желающих продолжить образование среди выпускников–селян несколько выше, чем среди выпускников-горожан, при этом главной причиной является возможность закрепления в городе.
Результаты наших многолетних исследований показывают, что и при условии обеспечения достойной заработной платы в реальности готовы к трудоустройству на селе лишь 7,6% молодых специалистов, 88,5% не собираются делать этого, 3,8% затрудняются сделать окончательный выбор. А вот те, для кого условием возвращения на село является предоставление жилья, явили практически стопроцентную готовность там работать.
В целом данные опроса свидетельствуют о том, что будущие молодые специалисты сельского хозяйства не верят в кардинальные изменения к лучшему в аграрной сфере. Причем на село, судя по ответам респондентов, готовы вернуться лишь 2,3% из опрошенных будущих агрономов, 11,1% - будущих ветврачей, 7,0% - будущих экономистов, 3,6% - будущих бухгалтеров, 9,1% - будущих юрисконсультов. Ни один будущий инженер-землеустроитель, зоотехник не высказали желания жить и работать на селе. Вполне закономерно, что с таким уровнем кадрового обеспечения не произойдет позитивного прорыва в области применения кардинально новых агротехнологий.
С целью сохранения и развития кадрового потенциала аграрного сектора требуется ряд незамедлительных мероприятий по созданию рациональных пропорций на рынке труда между различными функциональными группами работников, регулированию системы управления процессами подготовки молодежи к вступлению в трудовую деятельность. Третье противоречие проявляется в том, что за время постсоветского периода произошло резкое сокращение числа рабочих мест на селе. По данным исследователей[3], «начиная с 1994 года более 50 % выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% выпускников начальной профессиональной системы образования оказываются нетрудоустроенными, ежегодно теряется более 1 млн. выпускников различных звеньев общеобразовательной и профессиональной школы. Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный характер, и число нетрудоустроенной молодежи возрастает год от года, ослабляя профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян». Данные по распределению численности безработных по уровню образования приведены в таблице 51.
Таблица 51 Распределение численности безработных Республики Башкортостан по уровню образования[4]
Годы |
Всего |
В том числе имеют образование |
||||||
Высшее профессиональное |
Неполное высшее профессиональное |
Среднее профессиональное |
Начальное профессиональное |
Среднее (полное) общее |
Основное общее |
Не имеют основного общего |
||
1992 |
100 |
7,0 |
1,5 |
30,0 |
… |
44,5 |
14,0 |
3,0 |
1995 |
100 |
4,4 |
2,0 |
26,3 |
… |
50,0 |
16,3 |
1,0 |
1999 |
100 |
9,2 |
1,9 |
29,1 |
17,0 |
28,5 |
10,2 |
4,1 |
2000 |
100 |
8,3 |
3,2 |
29,0 |
18,0 |
32,2 |
8,2 |
1,1 |
2002 |
100 |
9,3 |
3,7 |
27,6 |
17,1 |
31,9 |
10,0 |
0,4 |
2003 |
100 |
12,6 |
3,6 |
22,9 |
28,0 |
24,1 |
7,7 |
1,1 |
2004 |
100 |
10,1 |
0,7 |
19,0 |
30,8 |
29,5 |
9,6 |
0,3 |
2005 |
100 |
7,7 |
2,5 |
19,1 |
29,8 |
29,1 |
11,5 |
0,3 |
Как видно из таблицы, наиболее высокий удельный вес безработных имеют начальное профессиональное - 29,8% и среднее (полное) общее образование - 29,1%. Динамика изменения доли безработных с высшим профессиональным образованием с 1992 по 2005 годы претерпевала периоды повышения и уменьшения, при этом ее наивысшее значение было достигнуто в 2003 году.
Среди способов поиска работы в 2005 году наибольшую долю занимало обращение к друзьям, родственникам, знакомым – 60,5%, в государственную службу занятости – 35,5%, обращение непосредственно к администрации, работодателю – 31,9%; при объявлении в средства массовой информации, отклик на объявления составил 17,8%, в коммерческую службу занятости – 6,1%; использовали другие способы 10,5% опрошенных. Динамика изменений структуры безработных по способам поиска работы приведена в таблице 52.
Таблица 52 Динамика изменений структуры безработных по способам поиска работы в Республике Башкортостан[5]
Годы |
Всего |
из них использовали способы поиска работы |
|||||
обращение в государственную службу занятости |
обращение в коммерческую службу занятости |
подача объявлений в печать, отклик на объявления |
обращение к друзьям, родственникам, знакомым |
непосред-ственное обращение к работодателю |
другие способы |
||
1992 |
100 |
29,9 |
0,8 |
4,2 |
26,8 |
32,7 |
6,9 |
1995 |
100 |
36,9 |
0,9 |
15,5 |
41,2 |
38,9 |
11,5 |
2000 |
100 |
27,0 |
1,7 |
19,7 |
60,0 |
33,9 |
15,4 |
2002 |
100 |
33,4 |
1,4 |
15,9 |
53,1 |
32,7 |
13,1 |
2003 |
100 |
43,6 |
2,7 |
22,3 |
62,2 |
28,3 |
12,4 |
2004 |
100 |
46,8 |
4,4 |
13,9 |
59,0 |
33,4 |
12,7 |
2005 |
100 |
35,5 |
6,1 |
17,8 |
60,5 |
31,9 |
10,5 |
Показателем, демонстрирующим востребованность профессий (специальностей) на рынке труда в определенный период времени является рейтинг профессий. Рейтинг строится на основе анализа банка вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения городов и районов республики. Проведение анализа обусловлено реальной потребностью определения востребованных профессий на рынке труда, проведения конкретных мер работниками центров занятости населения по трудоустройству граждан, обращающихся в центры занятости в поисках работы, а также для проведения мероприятий по профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений.
В таблице 53 представлен рейтинг профессий рабочих и служащих по данным Федеральной службы занятости населения по Республике Башкортостан на 1 апреля 2007 года.
Таблица 53 Рейтинг профессий рабочих и служащих по данным Федеральной службы занятости населения по Республике Башкортостан[6] на 1 апреля 2007 года
Профессия |
Количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных предприятиями |
Количество лиц, стоящих на учете в органах занятости |
Рейтинг профессий рабочих |
||
Дояр |
79 |
323 |
Механизатор широкого профиля |
130 |
35 |
Тракторист |
212 |
174 |
Заведующий складом |
14 |
279 |
Заведующий хозяйством |
7 |
85 |
Рейтинг профессий служащих |
||
Агроном |
36 |
39 |
Бухгалтер |
187 |
1293 |
Бухгалтер-кассир |
14 |
104 |
Ветеринарный врач |
39 |
16 |
Главный бухгалтер |
59 |
342 |
Диспетчер |
32 |
164 |
Зам.гл. бухгалтера |
14 |
67 |
Зоотехник |
49 |
24 |
Инженер |
96 |
290 |
Инженер-механик |
10 |
9 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
37 |
60 |
Инженер-программист |
21 |
18 |
Инженер-электрик |
7 |
1 |
Инспектор по кадрам |
11 |
142 |
Механик |
22 |
91 |
Экономист |
51 |
302 |
Юрисконсульт |
34 |
229 |
По данным Федеральной службы занятости населения по Республике Башкортостан[7] на 1.04.2007 г., требуется: агрономов – 8 человек; бухгалтеров – 3; ветеринарных врачей – 5; ветеринарных фельдшеров – 1; водителей автомобиля – 4; главных агрономов – 2; главных бухгалтеров – 2; главных ветеринарных врачей – 2; главных зоотехников – 1; главных инженеров – 3; главных энергетиков – 1; дояров – 3; животноводов – 7; зоотехников – 8; механизаторов широкого профиля – 6; овощеводов – 1; операторов машинного доения -1; скотников – 1; трактористов – 2; экономистов – 1; электриков – 1; энергетиков – 1; юрисконсультов – 1.
Как уже отмечалось, одной из главных проблем в современных условиях является нежелание молодежи возвращаться на село, либо оставаться в сельской местности. Правительством Российской Федерации Постановлением от 18.12.2006 г. № 1760-р утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на период до 2016 года[8]. В ней определена совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов, в том числе «Развитие АПК».
С целью оказания помощи молодежи, содействия ее трудоустройству, адаптации и социализации в Республике Башкортостан с 1990 года функционирует Комитет по молодежной политике, основными направлениями деятельности которого являются[9]:
- формирование системы приоритетов государственной молодежной политики;
- разработка и реализация долгосрочных и среднесрочных целевых проектов в соответствии с выделенными приоритетами;
- нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики и её приоритетных проектов;
- определение приоритетов работы со средствами массовой информации в формировании гражданской, духовно-нравственной культуры и социальной самоорганизации молодежи;
- организация общественных слушаний, «круглых столов», переговорных площадок для обсуждения актуальных проблем государственной молодежной политики и приоритетов «Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодёжи «Молодёжь – стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы»;
- формирование эффективной организационно-управленческой структуры для реализации Концепции;
- установление перечня организаций и учреждений, государственных и муниципальных структур с обозначением их роли и места в реализации Концепции;
- проведение работы по разъяснению целей и задач Концепции для руководителей и специалистов всех субъектов, участвующих в их реализации;
- разработка нормативно-правовых актов по вопросам планирования, финансирования, отчетности и контроля в сфере Государственной Молодежной политики в рамках реализации Концепции;
- активное вовлечение детских молодежных организаций в деятельность подведомственных учреждений всех субъектов молодежной политики для совместной реализации Концепции.
С целью оказания содействия молодежи в профессиональном выборе и первичном трудоустройстве 27 сентября 2000 года при Государственном комитете молодежи был создан Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи. Деятельность данного центра является некоммерческой, финансируемой за счет республиканского и местных бюджетов.
К числу главных целей и задач центра относятся: снижение уровня безработицы среди молодежи; содействие во временной, сезонной занятости молодежи и самозанятости; оказание несовершеннолетним и молодежи помощи в приобретении навыков поиска работы и предоставление им практической возможности реализации права на труд; содействие созданию социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества; разработка и внедрение новых технологий в сфере трудоустройства молодежи; содействие в реализации системы государственных мер по экономической и организационно-правовой поддержке малого предпринимательства.
Деятельность центра ориентирована на участие в разработке республиканских, региональных, районных, специализированных программ занятости несовершеннолетних и молодежи, содействие молодежному предпринимательству; содействие молодым предпринимателям в подготовке бизнес-планов; содействие во вторичной занятости, в т.ч. временной занятости учащейся и незанятой молодежи, в организации студенческих строительных отрядов, оказания профориентационных услуг выпускникам старших классов и учащимся выпускных курсов ПТУ, ссузов и вузов; сотрудничество с республиканскими, городскими и другими организациями, занимающимися проблемами трудоустройства молодежи; организационное, методическое и консультационное обеспечение региональных структур, формирование инфраструктуры и координация деятельности системы содействия занятости молодежи и молодежному предпринимательству; создание информационных банков данных несовершеннолетних и молодежи, нуждающихся в обучении и повышении квалификации; предприятий, имеющих вакантные рабочие места для несовершеннолетних и молодежи.
Для обеспечения наилучшего территориального охвата созданы и эффективно функционируют филиалы Республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи в городах Белорецке, Мелеузе, Нефтекамске, Сибае, Стерлитамаке, с.Шаран. Эти Центры проводят обучающие мероприятия (лекции, семинары, консультации) среди выпускников школ и профессиональных учебных заведений по общим вопросам, касающимся трудоустройства, создают и постоянно обновляют банки вакансий на предприятиях своих районов.
В настоящее время в Республике Башкортостан приняты законодательные и нормативно-правовые акты по Государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан:
- Закон РБ от 24 июля 2002 г. № 350-3 «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»;
- Постановление Правительства РБ от 25 марта 2003 года № 80 «О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 – 2010 годы»;
- Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 – 2010 годы»;
- Постановление Правительства РБ от 7 августа 2003 года № 202 «О порядке отбора молодых семей для участия в реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 – 2010 годы»;
- Постановление Правительства РБ от 7 октября 2003 года № 249 «О порядке предоставления субсидий участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 – 2010 годы при рождении (усыновлении) детей»;
- Соглашение № 392 от 8 июня 2005 года между Федеральным агентством по образованию и Правительством Республики Башкортостан в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- Приказ Министерства образования РФ от 10 июля 2003 года № 2975 «О правилах предоставления субсидий за счет средств Федерального бюджета молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка», а также другие Распоряжения и Постановления Правительства Республики Башкортостан.
Согласно Республиканской целевой программе «Жилье – молодым», ее участниками могут быть молодые семьи, в которых возраст одного или обоих супругов составляет от 18 до 30 лет включительно, а для неполных семей с детьми, где мать или отец не достигли 30-летнего возраста, - включительно. При этом члены молодой семьи должны отвечать следующим условиям: иметь гражданство Российской Федерации; постоянно проживать в данной местности либо проживать в общежитии более трех лет и работать в организациях, учреждениях и на предприятиях города (кроме сезонных и временных работ); быть недостаточно обеспеченными жилой площадью (обеспеченность полезной площадью по месту регистрации менее восьми квадратных метров на человека), либо проживать в общежитии.
На наш взгляд, возрастное ограничение данной программы слишком занижено. В действительности молодые люди и семьи в возрасте до 30 лет финансово еще не способны оплачивать кредиты, главным образом, по той причине, что размер заработной платы в начале трудового пути (особенно работников, занятых в сельскохозяйственной сфере) оказывается приближенным к величине минимального прожиточного минимума. В связи с этим задумываться о приобретении жилья при отсутствии поддержки близких родственников, молодые семьи оказываются не в состоянии. Наиболее рациональный возрастной период в данном случае должен составлять не 30, а как минимум, 35 лет. Это решение могло способствовать привлечению значительного числа молодых семей, не сумевших адаптироваться и реализовать себя в городе.
В программе «Жилье – молодым» также отмечено, что безвозмездную жилищную субсидию, т. е. денежные средства, предоставляемые молодой семье, имеют право получить на безвозвратной основе при рождении (усыновлении) ребенка с целью погашения своих обязательств или уплаты первоначального взноса в случаях приобретения квартиры на платной основе в рассрочку на длительный период через Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан.
Второй недостаток данной программы проявляется в том, что размер безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям-участникам Программы на списание части задолженности по договорам долевого участия в строительстве (приобретении) жилья, заключенным через Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан, в сумме, эквивалентной стоимости площади жилья, при рождении первого ребёнка составляет 8 кв.м; второго ребёнка - 12 кв.м.; третьего ребёнка и последующих -16 кв.м. на каждого. На наш взгляд, с учетом ориентации России и Республики Башкортостан на повышение уровня и качества жизни населения размеры сумм, эквивалентных стоимости площади жилья при рождении: первого ребёнка должны составлять 12 кв.м; второго ребёнка - 24 кв.м.; третьего ребёнка - 36 кв.м.; четвертого – 48 кв.м. С целью обеспечения высокого качества воспитания и образования детей, достойного уровня и качества жизни, поощрять активную многодетность (в количестве более пяти детей) все же не следует.
Если не модернизировать или даже свернуть программу помощи молодым сельским семьям при приобретении собственного жилья, то сельское хозяйство республики может лишиться притока и этих последних 7-10% от общего количества выпускников Башкирского государственного аграрного университета и семи сельскохозяйственных техникумов республики. Кстати, по мнению многих специалистов в области сельского хозяйства, даже этого количества выпускников вполне достаточно для удовлетворения нужд аграрного сектора республики.
Отсутствие желания молодежи возвращаться на село обосновано, в первую очередь, нерешенностью проблем безработицы, преступности, хулиганства, недостаточным развитием сельской социальной инфраструктуры, отсутствия эффективно налаженной системы работы с кадрами АПК. Деформация представлений у значительной части молодых селян о престижности профессий и их социальной значимости; невысокий уровень стимулов для саморазвития личности; снижение уровня социальной защищенности молодежи, ее неподготовленность к конкурентной борьбе на сельском рынке труда также являются сдерживающими факторами.
Решать проблему необходимо комплексно. Важным шагом вперед стал Указ Президента Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по обеспечению сельских районов Республики Башкортостан специалистами с высшим и среднеспециальным профессиональным образованием» от 27 мая 2000 г[10]. Однако, как показывает практика, целевое направление на работу в село получают не те, кто планирует вернуться для жизни и труда на в сельскую местность. В связи с этим выпускник вуза, получивший целевое направление на работу, должен быть ориентирован на необходимость трудового возмещения государству затрат, связанных с его обучением, а организациям, выдающим такие направления, следует контролировать процесс трудоустройства молодых специалистов. Как уже отмечалось выше, реализация данного направления пока не принесла ожидаемых результатов.
Другой положительный шаг в этом направлении предусмотрен в концепции реформирования АПК республики на 2005—2010 гг. рекомендующей администрациям городов и районов оказывать за счет средств местных бюджетов материальную поддержку молодым специалистам АПК, принимать меры по их закреплению на производство. Правительство Республики Башкортостан придает большое значение необходимости повышения уровня жизни населения при одновременной структурной перестройке экономики. В связи с этим разрабатываются и последовательно реализуются специальные программы. Так главной целью Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2015 года» является обеспечение развития экономики и социальной сферы республики.
С целью повышения стимулирования притока специалистов в сельское хозяйство необходимо восстанавливать аграрную экономику путем радикальной модернизации, преодоления межотраслевых экономических диспропорций, проведения активной поощрительной кредитно-финансовой политики. Должны быть задействованы и механизмы использования внутренних ресурсов повышения оплаты труда на основе роста его производительности.
На реализацию разработанных мероприятий предусмотрены значительные объемы бюджетных средств. Однако эффективность этих вложений во многом будет зависеть от полноты использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления в отрасли высококвалифицированных кадров нового формата, решения в целом проблемы кадрового обеспечения аграрного сектора. Вместе с тем приходится констатировать, что на современном этапе функционирования агропромышленного комплекса состояние с кадрами далеко от идеального. Накопившиеся за годы реформирования производственные, экономические и социальные проблемы способствуют интенсивному оттоку сельскохозяйственных работников, в том числе высококвалифицированных специалистов и молодежи.
В целом сейчас особое внимание следует уделять вопросам кадрового обеспечения села молодыми специалистами, имеющими высшее и среднее профессиональное образование. Безусловно, все запланированные меры жизненно необходимы. Однако следует все же большее внимание уделять усилению мотивации молодых специалистов к жизни и труду на селе.
Качественные составляющие закладываются в предтрудовом периоде, в процессе формирования профессиональных планов и трудовых ориентаций выпускников сельских школ. Решению вопросов профессиональной ориентации уделялось серьезное внимание в советский период. Менталитет и культурно-хозяйственные традиции сельских жителей России на протяжении длительного времени служили основой продолжения жизни и воспроизводства сельского кадрового потенциала. Изменения социально-экономических и трудовых отношений, произошедшие за время постсоветского периода, нанесли прямой ущерб сохранению и воспроизводству потенциалу кадров аграрного сектора
[1] Постановление Ученого совета Башкирского государственного аграрного университета от 14 сентября 2006 года.
[2] Аллаярова А.М., Ахметова М.С., Кадыров С.Х. Уровень жизни сельского населения Республики Башкортостан. – Уфа: Госкомстат, 2006. – С.41-44.
[3] Забродин Ю.М. Кадры, персонал // Человек и труд. – М., 1996. - № 12. – С. 63-65.
[4] Труд и занятость населения в Республике Башкортостан. – Уфа: Госкомстат РБ, 2006. - С. 26.
[5] Труд и занятость населения в Республике Башкортостан. – Уфа: Госкомстат РБ, 2006. - С. 26.
[6] Федеральная служба занятости населения по Республике Башкортостан. Источник: http://uzan.ufanet.ru/pereselenie/pereselenie_dep
[7] Федеральная служба занятости населения по Республике Башкортостан. Источник: http://uzan.ufanet.ru/pereselenie/pereselenie_dep
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на период до 2016 года Источник: http://www.mon.gov.ru/news/announce/3318,print/
[9] Государственный комитет по молодежной политике Республики Башкортостан. Источник: www.molodostrb.ru
[10] Кузнецова А.Р., Кузнецов И. Постоянно заботиться о закреплении молодых специалистов // Экономика сельского хозяйства России – 2005. - № 1. – С. 17.