2.3 Факторы мотивации специалистов к жизнедеятельности на селе

 

 

С целью выявления факторов, оказывающих влияние на снижение мотивации молодых людей к жизнедеятельности на селе, в рамках диссертационного исследования проводился ряд специальных исследований. Для этих целей нами была разработаны специальные анкеты. Первая анкета ориентирована на опрос молодых специалистов – выпускников высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля (в Республике Башкортостан  это Башкирский государственный аграрный университет). Вторая анкета предназначена для опроса молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан в возрасте до 30 лет.

         В первый блок анкет включены вопросы, позволяющие оценить социальное происхождение респондентов, место их рождения, место получения среднего образования, выявить систему обучения (на целевой или контрактной основе). Второй блок вопросов посвящен анализу внешних и внутренних причин выбора направления будущей специальности. В третий блок анкет включены вопросы по изучению внутренних резервных возможностей респондентов по части стремления к развитию своего личностного потенциала. Здесь анализируются способности опрошенных к накоплению собственного образовательного (теоретического и практического), творческого, физического, духовного, культурно-нравственного потенциала. В четвертом блоке анкет подробно изучается мнение опрошенных относительно эффективного формирования собственных квалификационных и профессиональных знаний: факторы, мотивирующие студентов к учебе, самооценка качества приобретаемых знаний, их возможного будущего применения в практической деятельности. В пятом, заключительном блоке анализируются внешние и внутренние факторы, способствующие и, соответственно, препятствующие мотивации молодых людей к жизни и труду на селе. Важное значение в данном блоке имеет изучение внутреннего настроя молодых людей на свою работу.

Основными респондентами опросов, проводившихся в 2000-2005 гг., выступали студенты старших курсов и выпускники Башгосагроуниверситета, закончившие сельскую школу. Общее число участников исследования составило 1343 человека (см. таблицу 28).

 

Таблица 28. Сведения о числе респондентов

из числа студентов-выпускников Башкирского госагроуниверситета,  принявших участие в исследованиях в различные годы

Годы

2000/01

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

Численность студентов, чел.

12732

9734

8702

9366

8999

7954

Принято  всего, чел.

3437

2042

1909

2166

2166

2460

Выпущено  всего, чел.

1465

2860

2823

1669

1669

1484

Приняло участие в исследовании всего, чел.

148

245

460

490

224

340

 

         В опросе приняло участие экономистов-менеджеров 34,8%, бухгалтеров – 24,4%,  агрономов - 7%, инженеров-механиков - 7%, зоотехников – 6,5%, ветеринарных врачей – 6%, выпускников факультета электрификации и автоматизации с.-х.  – 5,5%, лесного обустройства – 4,3%, землеустройства - 4,5%.

Среди  респондентов, принявших участие в исследовании, выходцы из села составили 63% от общего числа опрошенных, из районных центров - 29%,  из городов республики – 8 %.

Из общего числа опрошенных 97% закончили среднюю школу, 3% -техникум. Из них в районном центре  среднюю школу закончили  67%, техникум в районном центре - 3 %. Перед поступлением в институт всего работали на селе  0,5%. Институт закончили в 2001 году 7,8% опрошенных, в 2002 году – 12,8%, в 2003 году -  24,1%, в 2004 году – 25,7 %, в 2005 году – 11,8%, в 2006 году – 17,8% респондентов. 

         Не состоят в браке 66% опрошенных студентов, 24% женаты и замужем, детей пока не имеют, 9% - семейные, имеют одного ребенка, 1% респондентов состоят в браке и  имеют двух детей.

         Обучаются по целевому направлению 75% опрошенных, остальные 25% респондентов обучаются на контрактной (платной) основе.

         С целью анализа причин выбора направления будущей специальности, респондентам также были заданы специальные вопросы. На вопрос о том, какие внутренние причины побудили респондентов к выбору своей специальности, они отвечали следующим образом: совет родителей и друзей 37%,   другие причины - 26%, случайное стечение обстоятельств - 14 %, нравится работать на земле  - 12%, получение отсрочки от службы в вооруженных силах - 11% (см.рисунок 29).

Рисунок 29. Внутренние факторы, побудившие абитуриентов избрать для получения высшего образования БГАУ

(по данным опроса, в %)

 

Среди наиболее значимых внешних факторов, привлекающих опрошенных для работы на предприятии аграрного сектора, были названы: отсутствие какой-либо другой работы -33 %, стремление избежать чувства иждивенчества - 24%, необходимость накопления трудового стажа - 19%, чувство причастности к трудовому сообществу - 12%,  другие причины - 12% (см. рисунок 30).

Рисунок 30. Внешние факторы, побуждающие опрошенных

к работе на предприятиях аграрного сектора

(по данным опросов, в  %)

 

Свое отношение к избранной специальности респонденты выражали неоднозначно. Стремятся к продолжению династии (кто-то из родителей или родственников) закончил тот же факультет и получил ту же специальность - 69% респондентов, будущую работу считают полезной для общества - 28% респондентов, другие причины указали - 3% анкетируемых.

         На вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность заново, какую бы Вы выбрали», респонденты отвечали в 82% случаев – ту, по которой обучаются, или учились, другую – 18%.

С целью изучения имеющихся резервных возможностей для развития личностного потенциала, респондентам были заданы вопросы, позволяющие проанализировать способности опрошенных к накоплению и развитию внутреннего образовательного (теоретического и практического), творческого, физического, духовного, культурно-нравственного потенциала.

     Так, наиболее привлекательными и любимыми дисциплинами, изучаемыми студентами на основе предоставленного выбора, были названы: управление персоналом (41%), информационные технологии в экономике (38%), маркетинговые исследования (21%).

     Еще на втором курсе университета все студенты изучают предмет культурологию. В рамках данной дисциплины студентам прививаются не только эстетические, этические знания, необходимые для жизни, но и приобщают к посещению музеев, кинотеатров, театров. По результатам опросов было установлено, что посещают кино - 45% студентов, театр в городе - 12%.

     В свободное от учебы время занимаются спортом - 45%, выполнением домашних заданий - 30%, занимаются чтением художественной литературы 16%, участвуют в художественной самодеятельности - 5%, занимаются выполнением общественных работ (являются членами студенческого совета общежития, профсоюзного комитета студентов, организаторами культурно-массовых мероприятий и т.д.) 4%  респондентов (см. рисунок 31).

Рисунок 31. Наиболее распространенные виды деятельности студентов

в свободное от учебы время (по данным опросов, в %)

 

     Среди культурно-бытовых учреждений, которые посещают студенты, приезжая домой в села, были названы – клубы - 43%, кинотеатры - 12%, библиотеки - 5 %.

         Работу культурно-бытовых учреждений на селе признали хорошей - 49%, отличной 37% респондентов,  плохой - 14 %.

Сельские библиотеки, по месту жительства студентов, куда им приходилось обращаться, не отвечают предъявляемым требованиям по мнению 73% опрошенных, 21% опрошенных оценили уровень и качество библиотек, расположенных в районных центрах, как «хорошее».

Таким образом, подводя итоги анализа внутренних возможностей респондентов для развития своего личностного потенциала, необходимо отметить, что будущие сельские специалисты уделяют своему всестороннему развитию большое внимание. Привитые с детства культурно-нравственные ценности, традиции и обычаи, дополненные и развитые высшей школой, в будущей жизни будут лишь наращиваться.

Следующая группа вопросов ориентирована на выявление мнения опрошенных относительно эффективного формирования собственных профессиональных знаний. Среди главных целей поступления в аграрный университет 48% респондентов назвали получение высшего образования, как главной жизненной необходимости, 41% целенаправленное стремление к продолжению семейных традиций, стать хорошими специалистами и работать на селе, 11% - получение отсрочки от службы в вооруженных силах.

     Среди знаний и умений современного специалиста сельского хозяйства наиболее важными опрошенные считают: отличное знание своей профессии - 95%, знания и умения в области организации производства - 76%, умение вести общественную работу в коллективе - 57%. Приобретение теоретических знаний должно быть дополнено практическими навыками, которые можно получить на ознакомительной (после окончания первого курса), агрономической (после второго курса), производственно-организационной (после третьего курса) и преддипломных практиках студентов.

     Свое  мнение о целях и характере производственной практики, исходя из основных требований производственной деятельности, респонденты выразили следующим образом: получить практические навыки и добиться адаптации теоретических знаний в практической деятельности - 92%, обратить внимание на анализ производственной деятельности хозяйства и организацию производства - 97%, руководству хозяйств больше внимания уделять молодым специалистам - 63%, практику необходимо проводить только в передовых хозяйствах - 58%, практикант должен работать на должности и получать заработную плату – 52%.

     Среди производственных функций, должностных обязанностей и ролей, которые выполняли студенты во время производственной практики, были названы: производственная работа (работа в должности и по специальности) - 53%, работа за компьютером – 26%, работа стажером (помощника специалиста хозяйства)  - 11%, роль секретаря - 5 %, работа в должности рабочего персонала – 3%, другие – 2% (см. рисунок 32).

Рисунок 32. Наиболее распространенные виды работ, выполняемые студентами во время прохождения производственной практики

(по данным опросов, в %)

 

     Из-за нехватки квалифицированных специалистов на селе, во время практики, студентам, помимо основных требований выполнения программы производственной практики, предоставляется возможность к проявлению собственных знаний работы в одной из штатных должностей, либо к выполнению работ, связанных с помощью в осуществлении плановой финансовой отчетности, информационно - компьютерного документоведения и т.д. Творчески мыслящих и неординарных студентов, активно проявляющих свои знания во время производственной практики, как правило, приглашают на работу в сельскохозяйственную организацию по окончании вуза.

     Относительно планов после получения диплома респонденты сообщили, что собираются вернуться в район, в направившее их хозяйство - 56% (в том числе из-за возложенных обязательств отработки в хозяйстве 38%), затруднились ответить - 13 %, планируют поиск работы по специальности - 11%, получить другую дополнительную специальность - 11%, хотят продолжить обучение в аспирантуре - 9% (см. рисунок 33). Среди обучающихся на контрактной основе, желают работать на селе 12% анкетируемых.

Рисунок 33.  Наиболее вероятные планы трудоустройства будущих выпускников (по данным опросов, в  %)

 

В качестве наиболее популярных агропредприятий, в которых хотели бы работать будущие специалисты, были названы: районные сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) – 28%, районное сельхозуправление - 27%, планируют создать собственное сельскохозяйственное предприятие - 24 %, фермерские хозяйства - 12%, затруднились ответить – 9% (см. рисунок 34).

Рисунок 34. Основные агропредприятия, в которых хотели бы работать будущие специалисты (по данным опроса, в %)

 

     Согласно данным опроса выпускников сельскохозяйственного вуза, наиболее существенными факторами, оказывающими негативное воздействие на мотивацию к труду на селе, являются: низкая заработная плата на сельскохозяйственных предприятиях – 39%; недостаточное развитие объектов социальной инфраструктуры в сельской местности – 15%; незначительные перспективы на селе для будущего детей – 13%; ограниченные возможности для служебного и карьерного продвижения – 10%; отсутствие перспектив дальнейшего личностного духовного развития – 8%; недостаточные возможности для укрепления здоровья и продолжительной жизни – 6%; недостаточные условия для полноценной комфортной жизни – 5%; незначительные возможности для увеличения материального благосостояния – 3% и некоторые другие (см.рисунок 35).

Рисунок 35. Факторы, оказывающие не мотивирующее воздействие

для работы в аграрном секторе экономики (по данным опроса, в %)

 

Исследования показывают, что на процессы мотивации молодых специалистов и процесс формирования дальнейшей жизненной стратегии большое влияние оказывают материальное положение семьи, социально-профессиональная принадлежность, социальное происхождение, пол, ориентация на уровень будущего дохода. Так, на высокий уровень дохода (более 10 000 рублей в месяц) ориентированы 18% опрошенных, следовательно, ориентация на высокий уровень дохода для большинства респондентов – это ориентация на обеспеченность собственной достойной жизни в будущем. С другой стороны, главное беспокойство у 33% опрошенных вызывает невозможность достижения этого. В периоды сложной финансовой ситуации лишь 12% респондентов знают, что рассчитывать они могут только на собственные силы и возможности, 26% опрошенных имеют возможность взять взаймы у родственников, 59% - уверены в материальной поддержке своих родителей, 3% полагаются на друзей и знакомых. Из 12% только 3% респондентов считают недостойным просить материальной помощи у родителей, единственным средством к существованию у которых является личное подсобное хозяйство.

 

         Предоставление респондентам возможности самооценки эквивалентности полученных в вузе знаний размеру предполагаемого будущего вознаграждения за свой труд позволило выявить завышенную – 14%, реалистичную – 78%, и, наоборот, заниженную позиции 2% респондентов.

         То, что большая доля респондентов обладает в целом реальным, не завышенным уровнем самооценки, обусловлено невысоким размером ежемесячного дохода. Так, сумма ежемесячного бюджета студента (без учета оплаты проживания) не превышает – 900 рублей у 28 % опрошенных, 1500 рублей – у 45 % респондентов, 2500 рублей – у 18%, затруднились ответить – 9%. Кроме того, установлено, что финансово самостоятельны - 12% респондентов, экономически зависимы от родителей – 49%, могут допустить материальную зависимость от родственников - 26%, друзей и знакомых – 13%.

Наиболее значимым фактором, корректирующим жизненные планы выпускников высших учебных заведений, является материальное положение сельской семьи. Уровень семейного благополучия является важным показателем, способствующим формированию будущих планов. Как правило, значительная часть выпускников БГАУ по социальному происхождению принадлежит к сельской интеллигенции (75% от числа всех опрошенных респондентов). В основном это молодые девушки и юноши, родители которых работают в сфере сельского образования, культуры, здравоохранения, являются сами сельскими руководителями и специалистами. У таких выпускников будущее фактически предопределено, они точно знают, кем и где будут работать. Многие их них поступили в университет по целевым направлениям и нацелены на возвращение в село.

Основными респондентами опросов, проводившихся в 2002-2004 гг. выступали молодые специалисты – работники сельскохозяйственных предприятий совхоза «Алексеевский», совхоз-завода «Дмитриевский» и ГУСП «Миловское» Уфимского района РБ в возрасте до 30 лет. Общее число участников исследования составило 255 человек. Основу выборки составили: социально-профессиональная принадлежность, образование, тип населенного пункта, возраст, пол.

Среди молодых специалистов моложе 30 лет, имеющих опыт практической работы в сельскохозяйственных предприятиях, ренспондентами, принявшими участие в исследовании явились: 150 работников совхоза «Алексеевский», 75 работников совхоза-завода «Дмитриевский» и 30 человек – работников ГУСП «Миловское». Все предприятия расположены в Уфимском районе Республики Башкортостан. Ниже рассмотрим краткую характеристику деятельности каждого предприятия.

Совхоз «Алексеевский» Уфимского района РБ существует с 1975 года. Организационно-правовая форма предприятия – государственное унитарное предприятие. Совхоз специализируется на производстве овощей защищенного и открытого грунта, имеются цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческие фермы крупного рогатого скота и свиноферма. В совхозе расположено 30 га теплиц, состоящих из 5 тепличных отделений. В каждом отделении работает 100-115 человек. В совхозе имеется автоматизированная голландская теплица, занимающая площадь 0,52 га. Ее обслуживает всего 4 человека. Урожайность голландской теплицы оказывается на 10 кг выше, чем в обычных теплицах, рентабельность составляет 32%, со сроком окупаемости 10 лет[1].

     Заработная плата работников предприятия зависит от суммы реализации сельскохозяйственной продукции. На оплату труда отчисляется до 50% от суммы дохода. Например, если среднемесячный размер оплаты труда работников Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ на июнь-июль месяцы 2002 года составлял 3083 руб., то среднемесячный размер оплаты труда работников совхоза был равным 3700 руб. Большое внимание в совхозе уделяется капитальному строительству, приобретению и установке нового современного оборудования, а также строительству и благоустройству объектов социальной инфраструктуры (строительство торгового центра, мечети, церкви, благоустройство детского сада на 270 мест, школы на 864 человека и т.д.). Среднесписочная численность работников предприятия составляет более 1264 человека. В рейтинге 300 наиболее крупных и эффективных производителей сельскохозяйственной продукции за 2002-2004 гг. совхоз «Алексеевский» занял 35 место[2]. Их трудовой регламент сводится к напряженной и плотной восьми часовой работе. Структура управления устроена таким образом, что функциональные обязанности каждого работника оцениваются вышестоящим специалистом, специалистов – главным специалистом, главного специалиста – начальником отделения и т.д. Деятельность каждого работника оценивается в балльной системе. Отклонения от заданного количества и качества выполняемых работ приводят к снижению оплаты труда. В связи с этим, среди большинства опрошенных специалистов главным привлекательным фактором для работы на данном сельскохозяйственном предприятии является размер оплаты труда (53%) и отсутствие на селе другой хорошо оплачиваемой работы (47%). В то же время, среди главных причин высокой текучести молодых кадров на предприятии были названы: длительный активный рабочий день (66% опрошенных),  накопление усталости, отсутствие возможностей снятия стресса (48%) и отсутствие духовного удовлетворения от выполнения работы (23%).

     Совхоз-завод «Дмитриевский» был основан в 1976 году. Первоначально он формировался как подсобное хозяйство и занимал около 50% площади Уфимского района. Впоследствии из него были сформированы совхозы: «Чапаевский», «Уфимский» и другие. В начале 80-х гг. ХХ века по распоряжению Правительства СССР в «Дмитриевском» было запланировано строительство завода по переработке и быстрой заморозке овощей. В СССР должно было быть 5 таких заводов, в том числе в Уфе и Самаре. Завод должен был перерабатывать до 9000 тонн продукции в год. При этом были выстроены холодильные и морозильные камеры на 7 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции. Современная специализация хозяйства - производство овощей открытого грунта.

     В 2005 году прибыль предприятия составила более 6,5 млн. руб., рентабельность – 20%, совхоз занимает 7000 га пашни, 3500 зерновых, 300 га картофеля, выращиваемого по голландской технологии, цеха по переработке: макаронный, хлебопечения, колбасных изделий, пастеризации молока. В совхозе имеется свиноферма на 800 голов, турецкая мельница. Ежедневно в торговую сеть г.Уфы направляется 6 автомашин с продукцией совхоза. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 700 человек. Оплата труда работников зависит от прибыли. На июнь-июль 2002 года ее размер составлял около 2097 рублей, что существенно ниже оплаты труда работников совхоза «Алексеевский». По результатам опроса главным привлекательным фактором для работы в совхозе «Дмитриевский» является отсутствие в селе Подымалово (где расположен совхоз) другой хорошо оплачиваемой работы (76%).

     Первоначально Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие (ГУСП) «Миловское» Уфимского района РБ был создано в 1937 году. На данный момент численность работников предприятия составляет 258 человек. Специализация хозяйства является зерново-скотоводческой. Оплата труда работников является сдельно-премиальной, зависит от конечных производственных результатов. В целом размер заработной платы работников ГУСП «Миловское» находится в пределах среднемесячной оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственной отрасли Республики Башкортостан, в 2004 году ее размер составил 1700 руб. В связи с этим, среди факторов, снижающих мотивацию молодых специалистов к труду, в числе наиболее важных оказались экономические и социально-экономические: увеличение оплаты труда, обеспечение жильем, развитие объектов социальной инфраструктуры; улучшение качества образования на селе, повышение уровня медицинского  обслуживания работников и другие.

         В опросе молодых специалистов – работников сельскохозяйственных предприятий совхоза «Алексеевский», совхоз-завода «Дмитриевский» и ГУСП «Миловское» Уфимского района РБ в возрасте до 30 лет приняло участие 34% агрономов, ветеринарных врачей – 12%, 11% инженеров-механиков, экономистов-менеджеров – 10%, бухгалтеров – 10%,  зоотехников – 8%, выпускников факультета электрификации – 6%, лесного обустройства – 5%, землеустройства – 4% (рисунок 36).

 

Рисунок 36. Соотношение участников опросов по направлениям

специальностей (по данным опроса, в %)

 

Среди  респондентов, принявших участие в исследовании, выходцы из села составили 62%, из районных центров - 34%,  из городов республики – 4%. Состоят в браке 51% опрошенных, 26% разведены, 23% в браке не состояли. 

          Анализ причин выбора направления избранной специальности показал, что среди основных внутренних причин избрания специальности является: совет родителей и друзей 39%, случайное стечение обстоятельств - 8%, нравится работать на земле (это заряжает меня необыкновенной энергией) - 24%, интерес к  специальности – 21%, получение отсрочки от службы в вооруженных силах - 6 %, другие причины (общение с живой природой, радость от профессии и т.д.) - 2% (см. рисунок 37).

Рисунок 37. Внутренние факторы, побудившие респондентов к избранию своей специальности (по данным опроса, в %)

 

Среди наиболее значимых внешних факторов, привлекающих опрошенных для работы на предприятии аграрного сектора, были названы: любовь к работе на селе - 39%, необходимость накопления трудового стажа - 25%, отсутствие другой какой-либо работы на селе -23 %, стремление избежать чувства иждивенчества - 9%, чувство причастности к трудовому сообществу - 4%  (см. рисунок 38).

Свое отношение к избранной специальности респонденты выражали также неоднозначно. Работу считают реально полезной для общества - 32%, стремятся к продолжению династии (кто-то из родителей или родственников закончил тот же факультет и получил ту же специальность) - 29%, другие причины указали - 39% опрошенных.

         На вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность заново, какую бы Вы выбрали», респонденты отвечали в 64 % случаев – ту, которую избрали, другую – 36%.

Рисунок 38. Внешние факторы, нацеливающие опрошенных на работу

на предприятиях аграрного сектора (по данным опросов, в %)

 

         Для изучения внутренних резервных возможностей для развития личностного потенциала, молодым специалистам были заданы вопросы, позволяющие проанализировать способности опрошенных к накоплению образовательного (теоретического и практического), творческого, физического, духовного, культурно-нравственного потенциала. Анализ внутренних возможностей для развития личностного потенциала, показывает, что молодые сельские специалисты стремятся уделять собственному развитию большое внимание: физическому - 47%, самообразованию - 27%, творческому - 15%, выполняют общественные функции (председателя или члена профбюро - профсоюзной сельскохозяйственной организации, культурно-массового организатора и т.д.) - 9%, художественному - 2%.

     Среди знаний и умений для современного специалиста сельского хозяйства наиболее важными опрошенные считают: отличное знание своей профессии - 99%, знания и умения в области организации производства - 69%, умение руководить общественной работой коллектива 34%, другое (личностные качества: стремление к знаниям, совершенству и т.д.) - 2%.

     Относительно соответствия полученных в вузе знаний занимаемой должности, опрошенные отвечали: «соответствуют полностью» - 98%, «требуют совершенствования» - 1%, затруднились ответить – 1%. Молодые специалисты различных сельскохозяйственных предприятий по-разному относятся к труду на селе. Большинство из них понимает, что высокая степень ответственности за результаты своего труда тесно связана со своевременностью выполнения сельскохозяйственных работ. Отклонение от технологии производственного процесса и сроков выполнения заданий может привести к снижению продуктивности как животноводческой, так и растениеводческой отрасли.

С целью поиска способов повышения мотивации, которые способствовали бы активному закреплению молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве, респондентам всех анализируемых хозяйств был задан вопрос, результаты ответов на который отражены на рисунке 39.

Рисунок 39. Меры, введение которых способствовало бы повышению мотивации молодых специалистов – работников сельскохозяйственных предприятий к труду

где:

1)      решение проблем жилья;

2)      повышение оплаты труда;

3)      совершенствование системы поощрения за хорошую работу;

4)      предоставление получения сельским детям качественного образования;

5)      введение льготных возможностей получения высшего образования;

6)      развитие объектов социальной инфраструктуры;

7)      улучшение работы объектов здравоохранения;

8)      повышение уровня медицинского обслуживания;

9)      усиление социальной защищенности;

10)   расширение торгового  обслуживания;

11)   улучшение бытового  обслуживания;

12)   развитие информационно-консультационного обслуживания;

13)   другие.

 

Таким образом, основные различия в мотивации молодых специалистов к труду трех сельскохозяйственных предприятий (совхоза «Алексеевский», совхоза-завода «Дмитриевский» и ГУСП «Миловское») обусловлены следующими факторами:

-  экономическими показателями деятельности предприятий, степенью их финансовой устойчивости, размерами оплаты труда работников;

-  некоторыми социальными показателями, в частности, стилем и методами руководства, социально-психологическим климатом коллектива;

-  состоянием объектов производственной сферы сельскохозяйственных предприятий, уровнем использования научно-технических достижений, возможностями осуществления нововведений  (в настоящем это влечет за собой необходимость повышения квалификации, в будущем будет способствовать повышению конкурентоспособности и повышению прибыльности предприятия);

-  уровнем развития объектов социальной инфраструктуры (школ, медицинских учреждений, магазинов, детских садов) и другими.

         Сравнительные данные о факторах, сдерживающих мотивацию молодых специалистов к труду в исследованных хозяйствах отражены в таблице 29.


 

Таблица 29. Сравнение факторов, сдерживающих мотивацию молодых специалистов к труду в исследованных хозяйствах

(по данным опроса, в %)

Показатели

 

Хозяйства Уфимского района

Республики Башкортостан

Совхоз  «Алексеевский»

Совхоз-завод «Дмитриевский»

ГУСП «Миловское»

Факторы, сдерживающие мотивацию к труду

-       размер оплаты труда

8

36

49

-       недостаточные возможности для укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

19

9

5

-       тяжелые и вредные условия труда

17

4

2

-       возможности для повышения квалификации

6

5

3

-       ограниченные возможности служебного и карьерного роста

14

12

6

-       незначительные перспективы для будущего детей

3

12

14

-       недостаточные условия для полноценной комфортной жизни

5

10

15

-       отсутствие перспектив своего дальнейшего духовного развития

26

11

4

-       другие

2

1

2

 

Как видно из данных таблицы 29, факторы, снижающие мотивацию к труду в различных хозяйствах, по мнению опрошенных респондентов, дифференцированы.

Так, для работников совхоза «Алексеевский», имеющих сравнительно высокие ежемесячные доходы, среди факторов, не способствующих мотивации к труду, наиболее значимыми являются: ограниченные возможности для укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни (24%), для дальнейшего духовного развития (21%), тяжелые, вредные условия труда (17%), ограниченные возможности служебного роста (14%), т.е. внешние и внутренние неэкономические факторы.

         Для работников совхоза «Дмитриевский» жизненно значимыми являются: повышение размера оплаты труда (36%), карьерный рост (12%), расширение перспектив для будущего собственных детей (12%), дальнейшее духовное развитие (11%). Здесь важны не только экономические, но и неэкономические факторы.

         Молодых работников ГУСП «Миловское» на долгую и плодотворную работу на предприятии ограничивают: размер оплаты труда (49%), недостаточные условия для полноценной комфортной жизни (15%), незначительные перспективы для будущего детей на селе (14%). Таким образом, главными ограничителями являются экономические факторы.

         Среди мер, введение которых способствовало бы повышению мотивации, молодые специалисты совхоза «Алексеевский» в качестве первоочередных выделили: улучшение работы объектов здравоохранения (14%), улучшение бытового обслуживания сельского населения (14%), развитие информационно-консультационного обслуживания работников предприятия (информирование работников предприятия о целях, задачах функционирования, производственных планах, результатах; публичная оценка результатов деятельности, включающая нематериальные поощрения - похвалу, благодарности и т.д. – 10%); совершенствование системы поощрения за хорошую работу (9%), развитие объектов социальной инфраструктуры (8%).

         Молодых специалистов совхоза «Дмитриевский» интересуют возможности получения высшего образования (15%), повышение оплаты труда (13%), улучшение работы объектов здравоохранения (12%), развитие объектов социальной инфраструктуры  (10%), решение проблем жилья (9%), совершенствование системы поощрения за хорошую работу (8%), повышение уровня медицинского обслуживания (7%), повышение уровня информационного обеспечения деятельности предприятия (7%), предоставление сельским детям качественного образования (6%) и другие. Меры по решению этих проблем могли бы способствовать повышению мотивации к труду и жизни на селе.

         Респонденты ГУСП «Миловское» считают, что для повышения мотивации молодых специалистов важны: повышение оплаты труда (16%), решение проблем жилья (15%), введение льготных возможностей получения высшего образования (12%), улучшение работы объектов здравоохранения (10%), развитие объектов социальной инфраструктуры (9%), введение системы поощрения за хорошую работу (7%), предоставление сельским детям качественного образования (7%), повышение уровня информационно-консультационного обслуживания (7%), повышение уровня медицинского обслуживания (6%).

Анализ факторов, снижающих мотивацию молодых специалистов к труду на сельскохозяйственных предприятиях показывает, что первопричины их возникновения различны. Так, например, в совхозе «Алексеевский» размер среднемесячной оплаты труда оказывается почти в два раза большим, чем у работников ГУСП «Миловское» Уфимского района Республики Башкортостан и на 30% выше оплаты труда работников совхоза «Дмитриевский». Несмотря на это, как показывают результаты исследования, степень удовлетворенности молодых специалистов трудом в совхозе «Алексеевский» после 2-3-х лет работы на данном предприятии снижается. По словам молодых работников данного предприятия, накапливается «хроническая» усталость, при которой оплата труда не воспринимается в качестве главного мотивирующего фактора.

Работа в условиях жесткого административного стиля руководства не приносит удовлетворения. Постоянная «самозащита» от штрафов и увольнений работающего состава посредством безукоризненного выполнения функциональных обязательств и состояние напряженности приводят к накоплению стресса. Это объясняет высокую текучесть молодых кадров на данном предприятии.

В совхозе «Дмитриевский» складывается аналогичная ситуация, при которой, руководитель использует директивный стиль управления и взаимодействия с подчиненными. Средний возраст штатного состава хозяйства составляет 47,5 лет. Молодежь, несмотря на приглашения на работу (по результатам прохождения производственных и преддипломной практик), не спешит трудоустраиваться в совхоз «Дмитриевский», текучесть молодых кадров также высокая.

Низкий размер оплаты труда, проблемы обеспечения жильем, необходимость повышения качества образования сельским детям, недостаточный уровень развития медицинского, торгового, бытового, информационного обслуживания, неудовлетворительное состояние развития объектов здравоохранения и сельской социальной инфраструктуры,  - все эти факторы снижают желания молодых людей связывать свою дальнейшую жизнь с сельской местностью.


 

[1] Майстренко Е.Н. Устойчивость аграрного предприятия в условиях рынка. С-Пб.: «На страже Родины», 1996. – 122 с.

[2] Рейтинг 300 наиболее крупных и эффективных производителей сельскохозяйственной продукции за 2002-2004 гг. По данным Всероссийского института аграрных проблем и информатики им А.А. Никонова (ВИАПИ). http://www.viapi.ru/files/Agro300_2004.pdf