html {-webkit-filter: invert(0%) !important; }img, video, object {-webkit-filter: invert(0%) !important; }
Окунитесь в историю университета...
1917 - 1930
Щелкните, чтобы перейти
1930
Щелкните, чтобы перейти
1930
Щелкните, чтобы перейти
1930-1931
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
1933
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
1941-1945
Щелкните, чтобы перейти
9 мая 1945
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Щелкните, чтобы перейти
Башкирский край издавна прославился чудесной природой – бескрайними лесами, медоносными лугами, знаменитыми черноземами и благоприятными условиями для развития животноводства. Однако низкий уровень производительных сил не позволял рационально и с достаточной степенью интенсивности развивать сельскохозяйственное производство. Последнее испытывало острую нужду в высококвалифицированных кадрах, способных вести его на научной основе. В свою очередь, сама аграрная наука не могла развиваться без специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях.
В Уфимской губернии до первой мировой войны работало около 60 агрономов, 3 зоотехника, 15 инструкторов по пчеловодству и 10 инструкторов по садоводству и огородничеству. Функционировавшие тогда Аксеновская, Ляховская и Юматовская сельскохозяйственные школы, предоставлявшие низший уровень профессионального образования, не в состоянии были решить эту проблему.
Впервые вопрос об открытии в губернии высшего сельскохозяйственного учебного заведения рассматривался 19 октября 1916 г. Уфимским уездным собранием, 9 января 1917 г. – Уфимским земским собранием, которые признали необходимость открытия сельскохозяйственного вуза в Уфе.
В целях привлечения внимания общественности главный агроном губернии И.Орлов в 1917 г. издал брошюру под названием «Об учреждении в г. Уфе сельскохозяйственного института». Главный вывод автора – необходимость коренного преобразования системы земледелия и повышения производительности сельского хозяйства путем подготовки специалистов с высшим образованием. Однако бурные революционные события 1917 г. с последующей сменой общественно-политического строя страны послужили веской причиной того, что решение данного вопроса пришлось отложить на неопределенный срок.
Изгнание интервентов и окончание гражданской войны создали благоприятные условия для возобновления деятельности дореволюционных и создания новых учебных заведений.
Были открыты Куюргазинская и Месягутовская сельхозшколы. В 1920 г. в Уфимскую губернию было эвакуировано Псковское среднее сельскохозяйственное училище, которое в ноябре того же года начало функционировать как Миловский сельхозтехникум.
Следует отметить, что в начале 20-х годов, по решению Главного управления профессионального образования РСФСР, ряд сельхозтехникумов был преобразован в институты, а многие сельхозшколы – в техникумы. Так, Миловский сельскохозяйственный техникум в конце 1921 г. был реорганизован в Уфимский сельскохозяйственный практический институт. Однако изменение статуса учебных заведений не сопровождалось дальнейшим укреплением их учебно- материальной базы и преподавательского корпуса. Поэтому уже летом 1923 г. несостоявшееся в данном статусе учебное заведение вновь было преобразовано в Миловский сельскохозяйственный техникум. Большинство сельскохозяйственных техникумов в следующем году также было возвращено в свое прежнее положение – продолжали действовать как сельхозшколы. Но дореволюционные учебные заведения, имевшие достаточно прочную материальную базу и квалифицированных в своем большинстве преподавателей, сохранили свой новый уровень. Тем не менее, аграрный сектор экономики Башкирской республики, как и раньше, остро нуждался в специалистах. Так, в 1922 г. в хозяйствах работало всего 80 агрономов, в том числе с высшим образованием – 7 специалистов, среднеспециальным – 37, низшим – 36. Землеустроителей и землемеров было 120, ветеринарных врачей – 17, ветфельдшеров – 72, лесничих – 110, мелиораторов – 19. Насколько остра была необеспеченность сельского хозяйства кадрами видно из следующих цифр: один агроном в среднем обслуживал восемь волостей с числом селений в 250-300.
Учитывая отсутствие в национальных республиках необходимого научного потенциала, Академия наук СССР, отдельные центральные вузы начали планомерно изучать их производительные силы с целью оказания помощи в развитии экономики и культуры. Комплексная экспедиция академии, состоявшая из 17 специализированных отрядов, в состав которых входило более ста ученых, работала в БАССР в годы первой пятилетки. Весной 1929 г. по просьбе правительства республики приступили к научным исследованиям 40 ученых Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева (МСХА). Председателем шефской комиссии по оказанию помощи Башкирской АССР был назначен профессор В.Р.Вильямс. Не лишним будет отметить, что многие посланцы республики получили образование в этой знаменитой академии. Их численность, например, в 1929-1930 гг. составила 45 человек.
Оказание шефской помощи республике центральными научными и учебными учреждениями имело важное значение для изучения и развития производительных сил края. Однако лишь таким путем невозможно было удовлетворить растущие запросы республики в специалистах и научных кадрах. По нормам Госплана БАССР, например, потребность сельского хозяйства в кадрах высшей квалификации на 1931 г. определялась количеством в 1785 человек, в то время как работало только 137. Поэтому создание высшего сельскохозяйственного учебного заведения в Башкирии стало неотложной задачей. БАССР нужны были специалисты, знающие своеобразные географические, почвенные и климатические условия края, особенности его сельского хозяйства и к тому же владеющие языками народов республики. Между тем, в 1930 г., например, среди агрономов башкиры составляли лишь 2,5 %, татары – 12%.
В 1930 г., с учетом значения кадрового обеспечения села во многих областях и республиках Советского Союза были организованы сельскохозяйственные вузы.
Вопросами организации сельскохозяйственного института непосредственно занималась специально созданная правительственная комиссия БАССР. Наконец, 10 июля 1930 г. СНК РСФСР, 23 июля - ЦИК и СНК СССР приняли постановление об открытии с 1 октября того же года Башкирского сельскохозяйственного института.
Директором БСХИ был назначен Абдурахман Гиниятуллович Асадуллин, внесший большой вклад в установление и упрочение Советской власти в Уфимской губернии. Участник гражданской войны, прошедший ее в должности политкомиссара, он обладал незаурядными организаторскими способностями, что помогло ему при активной поддержке руководства республики организовать за рекордно короткий срок времени – три летних месяца – высшее учебное заведение.
Заведующим учебной частью стал Хафиз Салихович Кальметьев, выпускник МСХА, который принимал активное участие в становлении Советской власти в Белебеевском уезде. К организационной работе в качестве уполномоченного ЦИК был привлечен только что окончивший МСХА Юсуф Абдурахманович Усманов, ставший впоследствии крупным ученым, всю свою жизнь посвятившим родному институту.
Под учебный корпус было отведено трехэтажное здание бывшей духовной семинарии по улице К.Маркса, 3. После Октябрьской революции там размещалась татаро-башкирская областная школа-девятилетка с интернатом. За лето 1930 г. была проведена впечатляющая организационная и подготовительная работа: отремонтировано и приспособлено здание, приобретены необходимый инвентарь, лабораторное оборудование и учебные пособия. Здание отапливалось дровами – его обогревало около пятидесяти печей. Институт в первое время не имел собственного транспорта, за ним был закреплен кучер на единственной лошади.
Для размещения иногородних студентов специального общежития не было. Остро нуждающиеся были размещены на четвертом этаже учебного корпуса в двух комнатах, в которых проживало по 30-40 человек. Три года спустя на улице Гоголя (ныне там размещены учебные корпуса БГУ) были построены три двухэтажных общежития из соломитовых плит, что практически сняло для студентов остроту жилищного вопроса.
Одновременно с созданием материальной базы в столице БАССР предстояло решить много организационных вопросов в Москве. Эта работа была возложена в основном на Х.С.Кальметьева и Ю.А.Усманова. Необходимо было определить структуру факультетов, утвердить учебные планы, решить вопросы, связанные с финансированием института, заняться размещением заказов на оборудование, вести переговоры по кадровому комплектованию кафедр и разрешить много других проблем, имеющих самое непосредственное отношение к становлению института. Тщательно изучена была организация учебного процесса в Казанском ветеринарном институте. Большую учебно-методическую помощь оказывали Башкирская экспедиция АН СССР и Шефский комитет МСХА. При их поддержке были оборудованы кабинеты и лаборатории. Учебные планы и рабочие программы МСХА послужили основой для разработки собственных. Большинство приглашенных на работу преподавателей являлись выпускниками этих двух знаменитых учебных заведений. Так лучшие традиции Московской сельскохозяйственной академии и Казанского ветеринарного института продолжились и приумножились в БСХИ их питомцами – ведущими преподавателями института.
Несмотря на неимоверные трудности, основные организационные вопросы были решены своевременно, что дало возможность начать учебные занятия 1 октября 1930 г. Институт тогда состоял из растениеводческого и животноводческого факультетов, деканами которых работали Ю.А.Усманов и Ш.Н.Чанборисов.
С учетом острой потребности в кадрах в первом учебном году прием студентов был произведен дважды: в сентябре были зачислены 99 человек, в апреле – 45. Особенностью первого набора студентов являлось то, что большинство из них имели среднеспециальное образование и поступили по конкурсу, что позволило подготовить их по ускоренной программе – за 3,3 г.
Студенты, поступившие в апреле 1931 г., обучались четыре года. Одновременно при БСХИ функционировали рабфак и подготовительные курсы для поступления в вуз. В начале 1931 г. на дневном и вечернем отделениях рабфака обучались 303 человека. Из них башкиры составляли 32%, татары – 23%, русские – 33%. Около 40% слушателей рабфака приходилось на долю женщин.
В 1930-1931 гг. создавались первые пять кафедр: физики, общей и агрономической химии, ботаники, зоотехнии, механизации сельского хозяйства. В их составе работали 13 преподавателей, в том числе профессор, пять доцентов и семь ассистентов.
В 1933 г. новое пополнение насчитывало уже 278, а в 1939 г. – 396 человек. БСХИ открыл дорогу к высотам науки и профессиональной деятельности представителям всех народов республики. Так, в 1931-1932 учебном году среди 233 зачисленных в институт русских было 88 (37,8%), башкир – 65 (27,9%), татар – 49 (21%), чувашей – 12 (5,2%), марийцев – 2 (0,8%) и других национальностей – 17 (7,2%). По социальному положению рабочих было 74 (32,8%), крестьян – 103 (44,2%), служащих – 56 (22,8%) и представителей других социальных слоев населения – 3 (1,2%). Женская часть студенчества составляла 32%. Как видим, на учебу в первую очередь принимались юноши и девушки из числа рабочих и крестьян.
Как известно, для успешной учебы важное значение имели социально-бытовые условия студентов, однако обеспеченность стипендией составляла только 70%. Половина из числа неполучавших стипендию студентов не в состоянии были продолжать учебу. Поэтому этот вопрос был вынесен на рассмотрение Коллегии Башнаркомзема республики, а так же президиума СНК БАССР в ноябре 1930 г. Решением правительства стипендиальный фонд вуза был увеличен за счет республиканского бюджета. На 1 октября 1931 г. уже 85% студентов получали стипендию.
В центре внимания руководства института находился учебный процесс. К 1931-1932 учебному году на второй курс от Наркомата земледелия РСФСР готовых учебных планов и рабочих программ, соответствующих профилю данного учебного заведения, не было получено. Кафедры совместными усилиями усовершенствовали и доработали учебные планы, рабочие программы на I курс, составили учебный план и программы на II курс. Серьезную трудность представляло отсутствие полноценных учебников и пособий, а также нехватка научной литературы.
Занятие на животноводческом факультете
В 1933 г. для решения важнейших вопросов деятельности вуза был создан совет института, состоящий из представителей профессорско-преподавательского состава и студентов. Постановления, принимаемые советом, являлись обязательными для всего коллектива.
До начала 30-х гг. в учебных заведениях укоренился так называемый лабораторно- бригадный метод обучения. Суть его заключалась в том, что каждая группа подразделялась на несколько бригад, в которые входило 4-5 студентов.
Бригада получала от преподавателя задание и коллективно его выполняла. Экзаменов и зачетов не было. Вследствие этого преподаватель не мог оценить знания каждого студента в отдельности, а самым нерадивым из них предоставлялась удобная возможность не обнаружить своих пробелов в учебе. Неслучайно ЦИК СССР в постановлении от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» отменил лабораторно-бригадный метод и ввел экзамены и зачеты как эффективные формы контроля знаний студентов. Главное место в учебном процессе стали занимать лекции и самостоятельная работа студентов. Теоретическое и производственное обучение рассматривалось теперь как единый учебный процесс. Поэтому в рабочих программах предусматривалось прохождение учебной и производственной практик. К тому же уже с 1931 г. началось шефство института над отдельными колхозами Альшеевского («Правда», имени Сталина), Уфимского («Красный безбожник»), Чишминского («Марс-1») районов, на базе которых проводились опыты и одновременно им оказывалась всесторонняя научно-производственная помощь. Шефская работа повышала качество практической подготовки студентов.
На 1933-1934 учебный год учебными программами по всем дисциплинам институт был обеспечен полностью. В январе-феврале 1934 г. поступили новые типовые планы, разработанные Наркомземом СССР. Однако новые учебные планы не предусматривали изучение родного и русского языков, что было необходимо в условиях национальной республики. Поэтому БСХИ ввёл в учебный план изучение русского и башкирского языков за счёт увеличения сроков обучения.
В следующем учебном году особое внимание уделялось дальнейшему совершен- ствованию учебного процесса. Положительно сказывалось проведение конкурса на лучшую лекцию. В результате прекратилось проведение занятий без планов, в порядке вещей стало иллюстрирование лекций, семинарских и лабораторных занятий демонстрационными материалами и сопровождение опытами. Решено было провести аналогичные конкурсы на лучшее семинарское и лабораторное занятие.
Важное значение имело также налаживание учёта текущей успеваемости студентов. В первые годы он заключался исключительно в приеме зачетов по разделам программ курса. По отдельным дисциплинам такой контроль знаний занимал до 30% учебного времени. Учёба в значительной степени превращалась в бесконечную сдачу зачётов. В первом полугодии 1933-1934 учебного года на методическом совещании были установлены новые правила учёта знаний: во-первых, от прежней системы контроля знаний отказались, во-вторых, учёт успеваемости студентов института велся ежедневно, в-третьих, были установлены новые формы контроля знаний, которые заключались в систематическом опросе студентов, проверке контрольных, практических, лабораторных работ, составлении гербариев и коллекций, выполнении по заданию преподавателя самостоятельных работ, рабочих записей, чертежей и зарисовок.
Учебная лаборатория института
Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов являлись периодические проверки конспектов. Более того, после прохождения темы или раздела программы проводилась письменная контрольная работа. На старших курсах практиковалось также прослушивание рефератов, выполненных самостоятельно студентами. Совершенствование методики преподавания, усиление контролируемой самостоятельной работы студентов привели к повышению качества образования. Не случайно многие приемы и способы организации учебного процесса довоенного времени твердо укоренились в системе вузовского образования до последнего времени.
Достаточно большая работа проводилась по части подготовки к экзаменационным сессиям. Процесс подготовки к экзаменам широко освещался в стенной печати. Для оказания действенной помощи студентам преподаватели возлагали на себя огромную дополнительную учебную нагрузку: читали обзорные лекции, организовывали занятия с неуспевающими студентами. Широко была развернута консультационная работа. В вечернее время в распоряжении студентов находились кабинеты, в которых желающим заниматься были предоставлены необходимые наглядные пособия и литература. Под руководством общественных организаций была организована шефская помощь неуспевающим студентам отличниками учебы; под их эгидой проводились также факультетские конкурсы на лучший конспект. Для повторения учебного курса по отдельным предметам при кафедрах создавались специальные кружки. Кроме того, во внеурочное время преподаватели посещали студенческие общежития, в которых они оказывали методическую помощь непосредственно в подготовке к зачетам и экзаменам.
Отметим, что еще в начале учебного года на первом курсе проводились контрольные письменные работы для выявления общеобразовательного уровня студентов, что дало возможность дифференцировать в дальнейшем самостоятельную работу с ними. Результаты проверочных диктантов, например, по русскому языку обсуждались на студенческих собраниях, освещались в стенной печати, тем самым вырабатывалось общественное мнение в части негативного отношения к проявлениям неграмотности.
В 1933-1934 учебном году лучшей кафедрой по организации самостоятельной работы со студентами была признана кафедра химии. Ею было проведено в общей численности 1106 часов консультаций. Особое внимание было уделено зоотехническому факультету, где основная масса студентов слабо разбиралась в вопросах данной дисциплины. В итоге совместной дополнительной работы преподавателей и студентов по химии не стало неуспевающих. Следует отметить, что, как правило, дополнительные занятия проводились за определенную плату. Кафедра математики, например, провела 200 платных часов дополнительных занятий, а также 585 консультаций. Такая помощь отстающим студентам была организована всеми кафедрами вуза.
Студенты растениеводческого факультета, 1931 г.
Следует отметить, что ввиду отсутствия некоторых необходимых кабинетов, лабораторий и оборудования кафедры изыскивали возможность использования учебно-материальной базы других вузов. Так, преподаватели кафедры физики до 1934 г. лабораторные, до 1937 г. лекционные занятия проводили в знаменитом Уфимском физическом институте, организованном профессором К.П.Краузе.
Профессор К.П.Краузе читает лекцию по физике
В то время советские люди жили и трудились сознанием того, что они строят в стране новую жизнь – социализм. Все они были охвачены огромным энтузиазмом, чувством патриотизма и гордости за свою Родину. В этих условиях деятельность многочисленных общественно-политических организаций и добровольных обществ во многом определяла образ жизни студенчества. Революционный романтизм, мечты о строительстве самой справедливой жизни на Земле и стремление принять в нем личное участие – вот что было характерно для поколений первых пятилеток. В то же время неграмотность и малограмотность большинства трудоспособного населения на фоне глубоких социально-экономических преобразований, проводившихся не без ошибок и перегибов, обуславливали имевшую место в поступках молодых людей излишнюю прямолинейность, граничащую с наивностью, не говоря уже о бескомпромиссном классовом подходе к решению многих проблем общественной жизни. Причем все эти зачастую излишне прямолинейные действия искренне подчинялись идее самопожертвования ради интересов общего дела, к тому же официальная пропаганда бесконечно доказывала объективный и временный характер трудностей, имевшихся на путях строительства новой жизни.
Партийная, комсомольская, профсоюзная и другие общественные организации являлись важнейшим рычагом в проведении генерального курса ВКП(б). 4 октября 1930 г. была создана партийная организация института, состоявшая из 32 человек, 72% коммунистов являлись студентами и слушателями рабфака. Первым ее ответственным секретарем был избран X.Амиров, 36-летний студент. На заседаниях бюро, собраниях обсуждались текущие и перспективные вопросы развития института. Только в течение ноября проведено девять заседаний бюро и пять общих собраний. Уже на втором заседании бюро было принято решение обратиться в вышестоящие органы с просьбой о закреплении за институтом одного из городских районов для участия в ликвидации неграмотности населения и разрешении установить дежурства в Доме крестьянина для регулярной консультации приезжих. Тот факт, что большинство партийцев составляли студенты и слушатели рабфака, имело важное значение для мобилизации коллектива на решение прежде всего внутренних проблем вуза.
Однако эффективность партийной работы несколько снижала частая смена членов бюро и его ответственного секретаря. Так, уже в ноябре того же года был избран новый состав бюро во главе со студентом К.Салимовым.
Беспринципность и наивность отличали те собрания коммунистов, на которых заочно осуждались действия так называемых оппозиционеров, уклонистов, и все это при отсутствии сколько-нибудь достоверной информации о их якобы вредной деятельности. Огню критики подвергались факты общения с духовенством, торговли, ношения «буржуазной» одежды и др. Так, за торговлю маслом на заседании бюро было рассмотрено персональное дело студента Гареева. В итоге было принято решение исключить его из партии и ходатайствовать перед директором об отчислении из вуза. Периодически проверялся социальный состав студентов. «Неблагонадежные» отчислялись из института.
Комсомольская организация института в количестве 153 человек образовалась 8 октября 1930 г. Первым ее секретарем был избран студент рабфака Г.А.Ахунзянов.
Все студенты института вели активную общественную работу. Около 95 % из них имели постоянные или временные поручения, а остальные освобождались из-за слабой успеваемости. Уже в конце декабря в школах ликвидации неграмотности работало 45 комсомольцев, в подшефных деревнях – 12, среди пионеров – четыре активиста. Особенностью тех лет являлось довольно частое отвлечение студентов на практические работы. Так, девять студентов были направлены на обследование колхозов сроком на один месяц. В январе 1931 г. на такой же срок были отправлены 70 человек для участия в составлении производственных планов колхозов и совхозов. В мае 100 человек участвовали в организации весенне-полевых работ. В июне-июле 73 человека занимались подготовкой к уборке урожая, а около ста студентов принимали в ней непосредственное участие. Тем не менее различные мероприятия практического характера дирекция стремилась увязывать с теоретическим обучением.
Несмотря на обилие различных мероприятий учеба у студентов не была в ущербе. В 1933-1934 учебном году, например, успеваемость по институту составляла 97%. Очень широко была развита взаимопомощь в учебе между студентами. В год два раза созывались слеты отличников и отстающих, на которых передовики учебы делились опытом, разрабатывали рекомендации по улучшению организации учебного процесса. Студентам-активистам, успевающим на «хорошо» и «отлично», в торжественной обстановке вручались специальные удостоверения ударника. А студенты Б.З.Ахметзянов, Ф.Х.Ахтямов заслужили Сталинскую стипендию. Таким студентам представлялись некоторые льготы. Так, на улучшение питания ударников дирекция отпускала дополнительные средства. В столовой для них были отведены специальные столы, которые обслуживались вне очереди.
Важнейшим показателем активности студентов считалось их членство одновременно в нескольких организациях и обществах. Создавались ячейки Международной организации помощи борцам революции, общества содействия авиационно-химическому строительству, «Долой неграмотность» и др. Они периодически занимались сбором денег в свои фонды, распространяли заем «Пятилетку – за четыре года», для чего на общем собрании было принято решение выделить на эту общественную акцию половину стипендии, а студент Хамитзянов публично заявил, что он подписывается на заем на месячную сумму стипендии и призвал последовать его примеру однокурсника Мирхайдарова. Тогда готовность идти на самопожертвование ради общественных интересов была массовым явлением. Однако это происходило в то время, когда к середине октября 1931 г. студенты были обеспечены обувью на 60 %, пальто – 75 %, костюмами – на 25%...
В довоенные годы комсомольскую организацию института возглавляли И.Я.Габдуллин, Н.А.Казаков, Ф.И.Уманцев и др.
Одновременно многие студенты состояли в профсоюзной организации. Первым ее руководителем был избран студент Х.И.Мухсинов. Общие собрания проводились ежемесячно. Текущей профсоюзной работой руководил профсовет, который подразделялся на ряд секторов. Периодически в вузе, общежитии организовывались субботники. Студенты участвовали в строительстве железной дороги Уфа–Ишимбаево. По инициативе профактива действовала группа помощи для отстающих по математике; прогулы, опоздания на занятия принципиально обсуждались в конце каждой недели; проводились конкурсы на лучший конспект, лучшую комнату в общежитии.
Становление и развитие института в довоенные годы связано с именем его директора Мидхата Назмутдиновича Гумерова – выпускника Московской сельскохозяйственной академии, талантливого организатора и преподавателя. В период деятельности М.Н.Гумерова на этом ответственном посту (1933-1937) институт поистине преобразился и приобрел достойное вузовское лицо. Его руководитель сумел укомплектовать кафедры известными учеными. В институт пришли профессор Н.А.Дроздов, растениевод, доцент А.С.Шутко, преподававший генетику, профессор Л.С.Пирогов, возглавивший кафедру физиологии животных, доцент Х.Р.Султанаев, которому было доверено руководство кафедрой частной зоотехнии, доцент Б.М.Сахаутдинов, специалист по физиологии растений, к заведованию кафедрой зоологии приступил профессор П.А.Положенцев, кафедру ботаники возглавил профессор А.Н.Богданов, на кафедру частной зоотехнии был приглашен профессор И.Я.Прицкер.
Директор института М.Н.Гумеров с руководителями общественных организаций
Высококвалифицированные кадры определили вузовский стиль работы: лекции читались на высоком профессиональном уровне, студенты привлекались к серьезным научным исследованиям. Создавались разнообразные научные кружки. С 1935 г. по инициативе профессора Л.Г.Пирогова, стали регулярно проводиться научные конференции; были организованы специальные курсы по подготовке в аспирантуру. С 1937 г. стали издаваться труды ученых института. Подвижническая деятельность известных ученых дисциплинировала студентов, вызывая восхищение их педагогическим мастерством и талантом, пробуждая жажду научного поиска.
Одним из крупных достижений 1934 г. была организация на 500 гектарах земли учебного хозяйства. На нем расположились учебная ферма, пасека, огород, плодовый сад, селекционное поле, метеорологическая станция, ремонтные мастерские. Перед вузом открывались новые возможности обеспечения единства теории и практики.
На учебной пасеке института, 1935 г.
В 1931-1933 гг. производственная практика студентов проводилась в период весенне-посевных и осенне-уборочных работ в совхозах «Миловский», «Лагерь», «Возрождение», «Смычка». Однако в первые годы организации практики допускались ошибки: студенты использовались на производстве без учета их будущей специальности, базовыми предприятиями не были назначены руководители-специалисты.
Отметим, что уже в 1933-1934 учебном году многое было исправлено: впервые производственная практика проводилась по заранее составленным программам и на договорной основе с предприятиями. Студенты выезжали на практику с преподавателями, имея уже рабочие планы, дневники, располагая необходимыми учебными пособиями и приборами. Перед отправлением на практику со студентами проводили инструктаж ответственные лица кафедр и сотрудники Наркомата земледелия. При выборе места прохождения практики учитывались темы дипломных работ, выбранных студентами. В 1938-1939 гг. производственная практика была организована по полеводству в двух МТС и двух опытных станциях, а по животноводству – в четырех государственных племенных рассадниках, трех конезаводах, шести совхозах и колхозах. А отчеты о прохождении практики студентов заслушивались на кафедре с участием представителей Наркомата земледелия.
В ходе производственной практики кафедра земледелия и почвоведения обследовала почвенный покров земель учхоза: для анализа было взято 200 образцов почвы, 12 монолитов, что позволило составить почвенную карту учхоза. Кафедра ботаники выявила 80 растительных видов, составила гербарии. Студенты зоотехнического факультета под руководством преподавателей по пчеловодству ознакомились с пасекой учхоза, произвели необходимые усовершенствования.
Постепенно улучшилось материальное обеспечение студентов. В 1933-1934 учебном году уже все студенты были обеспечены государственной стипендией, которая распределялась дифференцированно, по степени успеваемости студентов. По факультетам стипендия выплачивалась в среднем в следующей сумме: агрономический – 85 рублей, зоотехнический – 91 рубль, ветеринарный – 101 рубль. Общежитием были обеспечены все студенты.
В следующем учебном году ученическими принадлежностями и бельем в общежитии были обеспечены, в основном, также все студенты. В институте имелась своя столовая, насчитывавшая свыше 50 посадочных мест. Серьезным подспорьем в обеспечении студентов дешевым питанием стали учебное и пригородное хозяйства. В летнее время часть студентов отдыхала в домах отдыха и санаториях.
Одновременно большое внимание уделялось культуре быта: действовал институт культуры, где для студентов читался курс лекций по вопросам этики, эстетики, этикета, расширялись их знания в области литературы. Результат целенаправленной культурно-просветительской работы не замедлился сказаться: в 1933-1934 учебном году прекратилось курение в стенах института и общежитиях; к тому же в учебных помещениях стало заметно чище, а сами студенты приобрели подтянутый вид, что создавало общее приятное впечатление. Развивалась в вузе и художественная самодеятельность, что также заметно повышало культурный уровень студентов.
Знаменательным событием в жизни института стал первый выпуск специалистов, датируемый 30 декабря 1933 г.: 44 агронома зернового хозяйства и 42 зоотехника по крупному мясо-молочному скотоводству получили путевку в большую жизнь. На экзаменах и при защите дипломных работ многие из них демонстрировали отличные теоретические знания и всестороннюю подготовку, хорошие практические навыки, Заметим, что темы дипломных работ отражали актуальные научные проблемы, решение которых требовало новизны подхода применительно к местным условиям. Заданному уровню соответствовали, например, дипломные работы А.Гильванова «Нуждаемость башкирских почв в извести», В.Дубровина – «Сроки внесения минеральных удобрений», Л.Т.Ивановой – «Сортоизучение кукурузы в условиях Башкирии», Ш.Чанбарисова «Разведение свиней в Башкирии» и др. Признавая особую важность события, для участия в торжестве прибыл нарком земледелия РСФСР Муралов, присутствовали на нем представители обкома партии и правительства.
Впоследствии первые выпускники зарекомендовали себя высококомпетентными специалистами. Так, А.Н.Гильванов долгие годы заведовал сельскохозяйственным отделом обкома партии; Г.Л.Ахметов, А.К.Ермолаев работали заместителями наркома республики, причем последний стал доктором наук. М.Х.Галеев, Р.Г.Бакиров и Х.Н.Каусаров преподавали в родном институте.
В 1934 г. БСХИ приобрел статус вуза союзного значения, что явилось результатом признания его заслуг.
Другим важным событием этого года стало присвоение БСХИ имени Афзала Мухутдиновича Тагирова, председателя ЦИК и Союза писателей БАССР.
В 1934-1935 учебном году в институт было принято 275 студентов из 500 подавших заявление, из них 30 окончили рабфак, 60 – подготовительные курсы вуза, т.е. 33% абитуриентов были подготовлены к поступлению непосредственно в институте. Социальный состав первокурсников выглядел следующим образом: рабочих было 49 (14,5%), колхозников – 179 (65%), служащих – 56 (20,5%). По национальному составу: башкир – 76 (27,8%), татар – 52 (18,9%), русских – 108 (39%), чувашей – 16 (5,8%), украинцев – 10 (3,6%), других – 13 (5%). В контингенте студентов заметно увеличился процент представителей коренной национальности. Это произошло благодаря повышению их общеобразовательной подготовки на подготовительных курсах. В том же учебном году в вузе работали 37 преподавателей, в том числе два профессора, 20 доцентов.
Общее собрание актива института, 1936 г.
Первый выпуск агрономов-зерновиков, декабрь 1933 г.
Первый выпуск зоотехников, декабрь 1933 г.
Осенью 1935 г. институт торжественно отметил свой пятилетний юбилей. К этому времени было подготовлено 130 агрономов и зоотехников высшей квалификации. На трех факультетах обучалось 430 человек, на подготовительных курсах – 130, на рабфаке – 300, из них 90 башкир и 60 татар. Правительство БАССР достойным образом оценило деятельность института. В связи с юбилеем вузу были выделены грузовой и легковой автомобили, комбайн, трактор, а также дополнительные средства на покупку оборудования и ведение научно-исследовательских работ, на организацию опытного поля. Группа ученых была награждена грамотами ЦИК Башкирской АССР и ценными подарками, пяти студентам были назначены персональные стипендии.
На новый 1936-37 учебный год в число студентов был принят лишь 81 человек, но с хорошей общеобразовательной подготовкой. Поэтому преподаватели больших трудностей в обучении первокурсников не испытывали. На 1 сентября 1936 г. коллектив института состоял из 1030 человек: студентов агрофака и зоофака насчитывалось в общей сложности 460, слушателей рабфака – 420, преподавателей – 46, обслужива- ющего персонала – 16. Этот учебный год был знаменателен тем, что впервые было установлено твердое расписание учебных занятий на старших курсах, был выделен день для самостоятельной работы студентов, впервые были введены государственные экзамены.
Следует отметить, что в контингенте студентов наблюдалась достаточно высокая текучесть. Так, в течение 1938-39 учебного года из 455 обучающихся выбыло 102 студента, т.е. процент отсева составил 22,4%. Это свидетельствовало о высоком уровне требований, при котором приоритет отдавался качеству подготовки специалистов.
В учебном процессе по-прежнему серьезное внимание уделялось самостоятельной работе студентов. С 1938-1939 учебного года студенты заранее получали календарные рабочие планы с указанием литературы по каждой теме для самостоятельной проработки. К тому же впервые отдельные кафедры разработали по отдельным темам методические советы по их изучению. В связи с недостатком оборудования практиковалось разделение учебных групп на подгруппы.
Одновременно увеличился объем консультационной работы. В том же учебном году, например, преподавателями было проведено консультаций в объеме 3277 часов. Это была поистине подвижническая работа.
В силу предпринимавшихся кардинальных мер неизменно возрастала успеваемость студентов. Так, если в 1938-1939 учебном году на «хорошо» и «отлично» занималось 46,5% студентов, то в следующем – уже 54%. Рост академической успеваемости был заметен и на государственных экзаменах. В 1939-1940 учебном году, например, государственные экзамены на «отлично» и «хорошо» сдали 74,2% студентов.
Государственная экзаменационная комиссия на зоотехническом факультете, 1938 г.
Однако несомненные успехи в области подготовки высокопрофессиональных кадров в значительной мере были омрачены засильем тоталитарного режима. Политика хронического поиска «врагов народа», исходившая из сталинской теории усиления классовой борьбы, по мере дальнейшего продвижения общества к социализму создавала атмосферу всеобщей подозрительности, поощряла доносительство. Отдельные производственные недочеты, допущение отклонений от генерального курса ВКП(б) в преподавании наук оценивались как вредительство. Отметим, что в проведении своей антинародной политики Сталин и его ближайшее окружение опирались не только на органы НКВД, но и на партийные комитеты. Отдельные лица специализировались на «разоблачениях» врагов строительства социализма, фабрикуя обвинения из вымышленных и подтасованных фактов. Так, в БСХИ еще в 1934 г. была «разоблачена» националистическая группа из 12 человек, которые, якобы, разработали программу создания повстанческих сил совместно с другими вузами с целью свержения советской власти и организации мелкобуржуазного Восточного государства. Нашли и руково- дителя – Ишбулатова Афтаха, у которого брат отца был царским генералом. В том же году с трибуны 16 областной партийной конференции было заявлено, что «партколлектив БСХИ быстро отреагировал на попытки ревизии марксизма Котовым, Курбановым, выявлены конкретные факты хвостизма, отражающие идеологию мелкобуржуазных элементов».
Все это позволяло начать массовый террор против преданных строителей нового справедливого общества. Лишь по Башкирии было репрессировано 50293 человека. Только в 1937 г. в республике было арестовано 8577 человек. Среди них – лучшие представители БСХИ. Арестованы и отправлены в лагеря бывшие директора А.Г.Асадуллин, М.М.Вахитов. Подвергались аресту директор М.Н.Гумеров и преподаватель Х.С.Кальметьев. По свидетельству профессора Ю.А.Усманова, причиной тому послужил донос одного из сотрудников института, который писал о том, что они находятся на позициях буржуазного национализма и поддерживают связь с врагами народа. Мидхат Назмутдинович отсидел в тюрьме 19 месяцев. Закрытый суд его оправдал. По возвращении в институт он недолго проработал доцентом кафедры организации сельскохозяйственных предприятий, а затем перевелся на работу в этой же должности на кафедру экономики сельского хозяйства Московской академии сельского хозяйства.
Х.С.Кальметьев пробыл в сталинских лагерях 18 лет. В институт больше не вернулся. После ареста М.Л.Гумерова на пост директора БСХИ был назначен Гариф Абдуллович Габдуллин. Однако через 8 месяцев он также был арестован и осужден с пятилетним сроком лишения свободы.
Серьезно пострадала и писательская организация республики. Многие известные писатели, в том числе Афзал Тагиров, были расстреляны как «враги народа». В соответствии с постановлением Президиума ЦИК БАССР от 9 августа 1937 г., институт лишили присвоенного ему совсем недавно имени Афзала Тагирова.
Несмотря ни на что, институт продолжал функционировать и развиваться. Заметный след в истории БСХИ довоенного времени оставил его директор Леонтий Иванович Егоров, который руководил вузом в 1938-1939 гг. Он умело возглавлял коллектив, быстро вникая в насущные нужды института. При нем активно началось строительство нового учебного корпуса, создавалось учебно-опытное хозяйство. Однако в связи с выдвижением его в Главное Управление вузами Наркомзема СССР и переводом в связи с этим в Москву, на должность директора заступил Тажи Рафагутдинович Гайнуллин.
Институт постепенно превратился в учебный и научный центр сельского хозяйства. В 1940 г. в нем обучалось 326 студентов. За десять лет для страны было подготовлено 382 агронома и зоотехника высшей квалификации.
Студенты института на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, 1939 г.
На 21 кафедре работали 63 преподавателя, в том числе 6 профессоров и 18 доцентов, о научных достижениях которых будет сказано ниже. Всего за десять лет учеными вуза было опубликовано около 500 научных статей, брошюр и книг.
За достижения в области научно-исследовательской работы и оказание помощи сельскохозяйственному производству десять особо отличившихся сотрудников вуза в 1939-1940 гг. стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Доценты А.С.Шутко, П.Д.Пшеничный и Ю.А.Усманов были награждены медалями ВСХВ.
Институт жил насыщенной творческой жизнью. Студенты высоко ценили то, что при неграмотности и малограмотности большинства населения они получили доступ к высшему образованию. Трудности 30-х годов их сплачивали, с большим уважением относились они друг к другу, с энтузиазмом учились, организованно отдыхали.
Сбор гербария на практике студентами зоотехнического факультета, 1940 г.
В начале 1941 г. институт разместился в новом учебном корпусе. Перед ним открывались прекрасные перспективы. Однако мирная жизнь была прервана нападением на нашу Родину немецко-фашистских захватчиков.
Преподаватели и студенты института, как и все советские люди, с горечью и негодованием встретили весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Радостное настроение коллектива, получившего новое здание, сменилось мрачным предчувствием грядущих грозных событий. В первый же день войны в институте были проведены митинг, партийные и комсомольские собрания. Выступающие призывали не жалеть сил, а если потребуется – и самой жизни для разгрома немецко-фашистских захватчиков. Заведующий кафедрой марксизма-ленинизма В.Ф.Коптев от имени профессорско-преподавательского коллектива на многолюдном митинге заявил, что он и его товарищи считают себя мобилизованными и по первому зову партии возьмут в руки оружие. В первые же дни войны институт проводил на фронт более ста преподавателей и студентов. Требовалась срочная перестройка деятельности учреждений и организаций на военный лад. Все студенты и преподаватели в возрасте до 60 лет прошли начальную военную подготовку. Во главе с директором института был создан отряд народного ополчения. С первых же дней войны в Уфу стали прибывать эвакуированные из западных и южных регионов страны заводы, для которых требовались производственные площади. В связи с этим два основных корпуса института были переданы под предприятия оборонного значения, а сам вуз 3 ноября 1941 г. переехал в деревню Миловка (пригород Уфы), где разместился в небольших зданиях сельскохозяйственного техникума. Последний перебазировался в совхоз «Знаменка» Белебеевского района республики.
Здание института в 1941-1943 гг.
С осени 1941 г. директором БСХИ был назначен доцент Павел Дмитриевич Пшеничный (1903-1985), имевший опыт боевой выучки, приобретенный еще в 1919-1920 гг. в рядах Красной Армии. Ему суждено было принять на себя тяжелый груз первых военных лет.
Жизнь института протекала в нелегких условиях: продукты получали по карточкам, преподаватели снимали комнаты в частных домах, несколько кафедр размещалось в одной комнате, остро ощущался недостаток одежды, обуви. Света не было, учебные помещения освещались керосиновыми лампами-коптилками без стекла. Однако коллектив института упорно работал, оказывал помощь фронту и сельскохозяйственному производству.
Недостатки организации быта преподавателей и студентов в 1941 г. в определенной мере были устранены уже в следующем году благодаря организационному таланту декана зоофака Х.Р.Султанаева и заместителя директора по хозяйственной работе К.А.Снегирева. Так, последний организовал вывоз сухого торфа из деревни Жуково, что позволяло эксплуатировать электростанцию на всю мощь. Все служебные помещения и квартиры Миловки стали снабжаться электроэнергией. Значительно улучшилось и питание: появились крупы, мучные изделия, лучше стала работать столовая. Специального транспорта, курсирующего между Миловкой и Уфой, не было. Только с 1942 г. в летнее время от Сафроновской пристани начал курсировать специальный катер.
Учебное занятие на зоотехническом факультете, 1941 г.
Профессор А.С.Шутко со студентами на плантации клещевины, 1942 г.
В годы войны в профессорско-преподавательский коллектив влились эвакуированные ученые. Среди них – профессор Ленинградского сельскохозяйственного института С.В.Афанасьев, профессор из Москвы И.И.Порошков, профессор Н.И.Курбатов, доцент кафедры химии Одесского института судебной медицины А.И.Закин, который преподавал химию. Русскую литературу и физкультуру вел прибывший из Москвы З.А.Паперный, ставший впоследствии доктором наук.
Несмотря на тяжелую военную обстановку, желающих учиться было достаточно много. Это обстоятельство является проявлением бесконечной веры трудящихся масс в победу над врагом. Контингент студентов в период с осени 1943 г. до осени 1944 г. возрос с 268 до 350, т.е. на 30,6%. Большинство студентов (более 60%) учились на агрономическом факультете. По национальности студенты военного времени в основном являлись русскими, их доля в числе обучавшихся в 1943 г. составила 64%, а в следующем – 73%. Количество выпускников было невелико – соответственно 16 и 22, что объясняется значительным отсевом студентов по разным причинам, в том числе реэвакуацией многих прибывших в БАССР в военные годы.
Контингент студентов в основном состоял из девушек. Так, к началу июля 1944 г. из 196 студентов представителей мужского пола насчитывалось лишь 14, т.е. 7%. Несмотря на тяжелые условия жизни, студенты учились с особым упорством. Так, по итогам летней экзаменационной сессии успеваемость по институту составляла 97,1%. Студенты Н.К.Дудкина, М.Г.Хисамутдинова и А.Ф.Митина заслужили Сталинскую стипендию.
В декабре 1943 г. в институте работали 38 преподавателей, в том числе пять профессоров и докторов наук, 18 доцентов и кандидатов наук, 15 ассистентов, т.е. 60,5% преподавателей имели ученые звания и степени.
Институт оказывал большую помощь сельскохозяйственному производству. Студенты и преподаватели периодически работали в колхозах, которых институт к тому же снабжал семенами высокоурожайных сортов картофеля и других сельскохозяйственных культур.
Преподаватели и студенты института, 1942 г.
XI выпуск агрономического факультета, 1942 г.
По заданию партийных и советских организаций преподаватели проводили совещания и конференции со специалистами сельского хозяйства, давали им устные и письменные консультации, читали лекции, принимали активное участие в организации обучения колхозников и колхозниц основам агрономических, зоотехнических и ветеринарных наук. Для тружеников села специально организовывались краткосрочные курсы при БСХИ или непосредственно в хозяйствах. Большая работа проводилась по повышению квалификации председателей колхозов, бригадиров, агрономов и зооветра- ботников. За годы войны при институте было организовано свыше десяти курсов разного профиля. К тому же студенты, выезжающие на производственную практику, выполняли обязанности главных специалистов. Научные исследования велись с учетом потребностей военного времени. Так, кафедра ветеринарии под руководством доцента Г.Х.Ишукова провела большую работу по борьбе с инфекционными заболеваниями лошадей, получила вакцину, которая широко применяется на практике. Только в 1943 г. было изготовлено 243 л. фитовакцины Ишукова (12 тысяч профилактических доз), что позволяло обработать более 12 тыс. лошадей. В 1941 г. институт приступил к опытам по выращиванию кок-сагыза и добился увеличения урожая с 14 ц до 29 ц с гектара. А в 1943 г. урожайность культуры была доведена до 38 ц. Доцент Ю.А.Усманов продолжил исследования по изучению химзащиты почв, разработке системы применения азотистых удобрений в севообороте. Проф. А.С.Шутко на основе опытов получил новый сорт клещевины. Этот сорт был сдан в государственную сортовую систему. Научные исследования продолжались во всех учебных подразделениях.
Преподаватели института в 1944-1945 учебном году
Преподаватели и выпускники института, 1945 г.
Одновременно успешно действовали студенческие научные кружки. Огромной популярностью пользовались экологический и ботанический кружки под руководством профессоров П.А.Положенцева и А.Н.Богданова. В них с большим интересом занимался студент агрономического факультета Е.В.Кучеров, ставший впоследствии крупным ученым-биологом и экологом. Так, на втором курсе он начал исследовательскую работу по изучению биологии и агротехники культуры крамбе абиссинской и крамбе испанской. Семена последней ему удалось получить у проф. В.Ф.Васильева из г. Воронежа. Но вскоре Воронеж был захвачен фашистами. Позднее профессор в ботаническом журнале писал: «За время войны посевы крамбе абиссинской были уничтожены и только благодаря предусмотрительности студента Башкирского сельскохозяйственного института Е.В.Кучерова, проводившего опытную работу по крамбе в течение военных лет, удалось сохранить некоторое количество семян».
В 1943 г. на фронтах Великой Отечественной войны соотношение сил изменилось в пользу советских войск. В результате разгрома вражеских войск под Сталинградом началась полоса отступлений германской армии. Многие эвакуированные учреждения и организации стали возвращаться обратно. Это обстоятельство дало возможность вернуть БСХИ 5 ноября 1943 г. в г. Уфу. Вузу было предоставлено здание бывшего железнодорожного техникума по улице Карла Маркса, 12 (ныне – один из корпусов Уфимского авиационного технического университета).
Здание института в 1943-1963 гг.
На четвертом этаже разместилось общежитие, на первых трех – аудитории, лаборатории, кабинеты и библиотека.
Деятельность института в тяжелые военные годы и в годы перехода к мирному строительству была связана с именем его директора Конона Федосовича Рудько, работавшего еще в 1937-1943 гг. директором Молотовского сельскохозяйственного института. Возобновили свою деятельность годичные подготовительные курсы.
За годы войны было подготовлено и выпущено 176 агрономов и зоотехников.
Май 1945 г. принес нашей стране долгожданную победу. Вот что писал очевидец тех событий проф. Ю.А.Усманов: «Это был день какого-то всеобщего безумия от избытка чувства радости. Уже с утра никто не хотел сидеть на своих рабочих местах, никто не мог оставаться безучастным, все стремились куда-то: на улицу, на площади. Помню, день был погожий, безоблачное небо, ярко светило солнце, на улице тепло, все в летних костюмах, женщины в праздничных легких платьях, все улицы, переулки, дворы, площади заполнены ликующим народом.
Все слилось в едином порыве радости. Повсюду слышались звуки: играли на гармошке, гитаре, балалайке и даже на кубызах, пели песни, плясали. У оперного театра и дома офицеров играл духовой оркестр.
Куда ни иди, то и дело возникали импровизированные хороводы, для участия в них не требовалось предварительного знакомства. В этот радостный день все братались, обнимались, целовались – все были объединены единым чувством. Я больше никогда не видел подобного всеобщего народного ликования.
Говоря обо всем этом, не могу пройти мимо того, что в этот день немало людей скорбили об отдавших свою жизнь за Родину, погибших в боях с врагом. Разве когда-нибудь можно забыть погибших дорогих отцов, братьев, сыновей, любимых мужей, близких друзей».
На фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражались и героически погибли преподаватели и студенты нашего института.Вот их имена:
Азаров Б.Г. | Казадаев А.И. | Токмаков Ф.И. |
Андреев Н.В. | Казаков И.А. | Колсанов П.К. |
Банников М.И. | Кошев В.Ф. | Кравец А.Х. |
Балышев П.А. | Краузе И.К. | Кобяков А.А. |
Бесчастнов В.Ф. | Каратаев В.С. | Лазарев И.А. |
Берх Л.А. | Карпов А.С. | Леушин Г.З. |
Буков И.М. | Кондюков А.Н. | Линников Б.А. |
Виноградов Н.Ф. | Корниенко П.С. | Мартьянов А.Н. |
Второв В.Д. | Ковалев В.Ф. | Махринев А.М. |
Горбунов Г.И. | Мухутдинов М.С | Митяева Н.М. |
Григорьев В.Ф. | Николаев И.П. | Михайлов Д.А. |
Громадский Н.М. | Никифоров Н.С. | Михайлов Н.Н. |
Долецкий Н.Г. | Нос В.П. | Третьяков В.В. |
Дублистов М.Ф. | Поскряков И.Ф. | Хайбулин С.С. |
Еремеев С.Ф. | Потапов Д.П. | Хайдаров Т.Х. |
Зарубин И.К. | Рубин А.К. | Хоманов П.В. |
Звездин Л.П. | Сафронов М.Г. | Шайдуров И.Т. |
Ильин В.Б. | Серебряков А.И. | Шалаев Е.Д. |
Ибрагимов И.М. | Скобелев С.Н. | Шамсутдинов А.С. |
Исанчурин А.М. | Страшнов А.П. | Ширяев А.И. |
Яхин Г.М. | ||
Коллектив университета хранит о них вечную память. |
По мере освобождения родной земли от фашистской оккупации разъезжались в родные края эвакуированные преподаватели, а домой с победой возвратились преподаватели-фронтовики: В.В.Бараш, доценты Т.Р.Гайнуллин, Г.И.Рогачев, К.Б.Свечин и др. с радостью были встречены в институтских стенах.
Пришла пора серьезно заняться формированием научных кадров. Этому в значительной мере способствовало открытие в 1944-1949 гг. аспирантуры под руководством профессоров А.Н.Богданова, К.Т.Манькова, П.А.Положенцева, М.Н.Родигина и С.Н.Тайчинова. Поначалу в ней обучалось 15 человек. С воодушевлением начал коллектив института 1945-1946 учебный год – первый послевоенный год. Изменился качественный состав студенчества. Для продолжения образования возвратились на разные курсы института десятки демобилизованных из армии солдат и офицеров. Среди них был капитан В.К.Лавров, за боевые заслуги награжденный орденами Отечественной войны I и II степеней и четырьмя медалями; летчик Е.М.Рассказов, награжденный четырьмя медалями и др. Много демобилизованных воинов поступило на первый курс института. Среди них – Герой Советского Союза М.А.Соколов, ставший студентом агрономического факультета. Они задавали тон во всем: в учебе, общественной работе, возглавляли академические группы. Комсомольской организацией руководили М.Ф.Синягин, Х.С.Курбеев, В.И.Мозжерин, прошедшие суровую школу войны, а также А.Х.Махмутов, Г.А.Деев, П.М.Бойко, В.Н.Родионов.
К началу 1947 г. контингент студентов составил 533 человека, в том числе на агрономическом факультете – 237, зоотехническом – 156, ветеринарном – 140 человек.
Преподаватель Х.Н.Каусаров на занятии по зоотехнии, 1947 г.
Советские люди с небывалой энергией занялись созидательным трудом, восстановлением и развитием экономики. Война нанесла серьезный урон сельскому хозяйству страны. Посевные площади нашей республики сократились на 38%, а общее поголовье скота в 1946 г. составило лишь 65% от уровня 1940 г. Кафедры института оказывали всестороннюю помощь колхозам, совхозам и МТС. Так, сотрудники кафедры сельскохозяйственных предприятий под руководством профессора К.Т.Манькова обобщили положительный опыт работы Давлекановской МТС. Кафедра физиологии растений под руководством доцента Б.М.Сахаутдинова изучала биологические основы повышения урожайности сахарной свеклы и кукурузы и др.
Заседание зоологического кружка. Руководитель – профессор П.А.Положенцев, 1946 г.
Мирная жизнь благотворно сказывалась на развитии института. В 1950 г. в нем действовали уже 32 кафедры, на которых работали восемь профессоров и 35 доцентов. Число студентов достигло 819 человек. А за весь период существования института было подготовлено 1000 зоотехников, агрономов и ветеринарных врачей.
На занятиях по растениеводству, 1949 г.
В 1951 г. впервые директором института стал выпускник зоотехнического факультета Ермолаев Алексей Константинович (1905- 1971), работавший до прихода в БСХИ заместителем председателя Совета Министров БАССР. Начало 50-х годов ознаменовалось дальнейшим усилением научных связей БСХИ с производством. Ярким примером такого творческого содружества стал прочно установившийся контакт института с хозяйствами Илишевского района. Помощь вуза производственникам была разносторонней. Кафедры зоотехнического факультета изучали качественный состав крупного рогатого скота и разработали программу увеличения производства мяса. Ученые агрономического факультета помогали колхозникам района приобрести сортовые семена высших репродукций по озимой ржи, яровой пшеницы и других культур из учебно-опытного хозяйства института.
Профессор А.Т.Гладков в лаборатории растениеводства, 1949 г.
Одновременно более сорока руководителей и специалистов района заочно учились на различных факультетах института. К тому же студенты проходили в хозяйствах производственную практику, перенимая в процессе трудовой деятельности передовой опыт. Так, в колхозе «Башкортостан» студенты факультета механизации сельского хозяйства под руководством доцентов А.П.Иофинова, Ф.Н.Плохова разработали проект комплексной механизации ферм крупного рогатого скота и участвовали в его реализации. Под руководством профессора С.Н.Тайчинова проведено обследование почв с составлением агрохимических картограмм и рекомендаций по повышению их плодородия на площади более 120 тысяч гектаров.
На учебных полях института
По результатам внедрения рекомендованных учеными института мероприятий колхозы добились крупных успехов в повышении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Средняя устойчивая урожайность зерновых культур по району достигла 20 ц с гектара, по объему производства товарной продукции Илишевский район занял первое место в республике.
Для быстрейшего осуществления планов химизации сельского хозяйства республики необходимо было в короткий срок провести почвенные обследования во всех районах, составить агрохимические картограммы. В течение 1964-1967 гг. под руководством преподавателей кафедр агрохимии, почвоведения, общего земледелия, общей химии силами студентов старших курсов агрономического факультета эта работа была проделана в колхозах и совхозах 16 районов республики на площади почти 500 тысяч гектаров. Одновременно хозяйства получили конкретные рекомендации по каждому полю севооборота, по каждой почвенной разности, по лучшему использованию данных удобрений.
Коллектив института на праздничной демонстрации, 1949 г.
Дальнейшее развитие института в 1954- 1964 гг. непосредственно связано с именем его директора Александра Петровича Соколова (1903-1967) и заместителя директора по учебной и научной работе доцента Хамида Рахмановича Султанаева (1900-1994). А.П.Соколов прошел длинный путь войны, завершив ее в звании полковника. После войны работал заместителем председателя Верховного Совета Литовской ССР. Это был рассудительный, принципиальный и настойчивый руководитель, быстро завоевавший авторитет среди преподавателей и студентов. При нем было завершено строительство ветеринарной клиники (1955), главного учебного корпуса (1963) и первого типового студенческого общежития на улице Айской.
Начало строительства главного корпуса института, 1951 г.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР 13 августа 1954 г. приняли постановление «О дальнейшем освоении целинных и залежных земель для увеличения производства зерна». Началась целинная эпопея страны, с молодым энтузиазмом включились в нее и студенты БСХИ. На базе учхоза из числа студентов агрономического факультета, факультета механизации сельского хозяйства были подготовлены комбайнеры, помощники комбайнеров, которые в составе республиканского отряда по комсомольским путевкам направились на уборку урожая целинных земель. Только в 1956-1957 гг. в уборочной страде участвовало более одной тысячи студентов.
Труд студенческой молодежи был оценен по достоинству: студент факультета механизации сельского хозяйства Рабис Каримов награжден орденом «Знак Почета», студенты А.Адигамов, М.Файзуллин, З.Фагамов – медалями «За трудовую доблесть», 88 человек – медалями «За освоение целинных земель», 15 студентов – грамотами ЦК ВЛКСМ, шестеро – Почетными грамотами Президиума Верховного Совета БАССР.
Принимая во внимание активное участие института в освоении новых земель и в связи с 25-летием освоения целины, БСХИ награжден памятной медалью.
На посеве яровой пшеницы в учебном хозяйстве института, 1959 г.
В этот период коллектив института достиг уже заметных успехов в подготовке научных кадров. С 1954 г. БСХИ получил право принимать к защите кандидатские диссертации по агрономическим наукам, а со следующего года – по зоотехническим, ветеринарным, инженерным и экономическим наукам. Только за 1967-1970 гг. защищено семь докторских и 35 кандидатских диссертаций. Ученый совет ежегодно рассматривал в среднем 20 кандидатских диссертаций. Это позволило укомплектовать кафедры квалифицированными кадрами.
На научно-практической конференции института, 1952 г.
Успехи института прежде всего были связаны с успешной деятельностью его ректора Назифа Раяновича Бахтизина (1927- 2008), воспитанника агрономического факультета.
Во многом благодаря ему, в означенный период в различных подразделениях вуза работало уже 140 выпускников. Неуклонно возрастало и число докторов наук. Если в 1945 г. на 19 кафедрах работали 43 преподавателя, из них три профессора и 12 доцентов и кандидатов наук, то в 1970-1971 учебном году на 40 кафедрах работали уже 290 преподавателей, из которых 11 профессоров и докторов наук, свыше ста доцентов и кандидатов наук. Таким образом, количество профессорско-преподавательского состава за 25 послевоенных лет увеличилось в семь раз, докторов наук – почти в четыре раза, а кандидатов наук – в восемь раз.
Профессор Ю.А.Усманов в теплице института, 1958 г.
Процесс профессионального и научного роста преподавателей имел большую перспективу. Так, в 1970 г. 50 человек проходили аспирантскую подготовку по 14 специальностям. Возросший научный потенциал профессорско-преподавательского состава позволял повысить научно-теоретический уровень преподавания, активизировать научные исследования. В том же году кафедры института выполнили заказы уже 40 совхозов, колхозов, промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений.
Научные достижения ученых института освещены в многочисленных публикациях. К этому времени было подготовлено и издано 13 томов научных трудов института, 12 учебников и учебных пособий, 116 монографий и брошюр.
Здание института с 1963 г.
За успехи в учебно-воспитательной и научной работе институт и отдельные его сотрудники неоднократно удостаивались высокой чести быть участниками ВДНХ. В том же 1970 г. в павильоне «Народное образование СССР» были широко показаны достижения института в подготовке кадров, в учебно-методической и научно-исследовательской работе. Институт был награжден дипломом II степени, а многие сотрудники – медалями ВДНХ. Серебряных медалей были удостоены: доцент А.В.Яфаев – за выведение ценного сорта красного клевера «Уфимский-1»; доцент Б.А.Петров – за создание обучающей и контролирующей машины «Агидель»; профессор Х.Х.Абдюшев – за разработку методики исследования носоглотки животных: профессор Г.С.Трофимов, доценты В.С.Ибрагимов, Э.Л.Левин – за коллективную разработку и внедрение новой технологии восстановления деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.
Профессор О.Н.Третьякова на практическом занятии по паразитологии, 1967 г.
Преподавателями агрономического факультета была проведена большая работа по пропаганде агрохимических знаний, по обучению специалистов и других тружеников села рациональному применению удобрений. Профессора Ю.А.Усманов, С.Н.Тайчинов, доценты С.Г.Гизатуллин, Э.М.Рахимов, М.М.Хамидуллин, О.Г.Абдулбанеев и другие активно участвовали в республиканских и районных семинарах, лекториях, выступали в печати, по радио и телевидению. При институте были организованы специальные курсы по подготовке агрохимиков из числа работающих на селе агрономов. Профессором Ю.А.Усмановым было издано учебное пособие для слушателей колхозно-совхозных школ агрохимического всеобуча.
За достижения в учебно-методической, научной и воспитательной работе, а также в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина 73 преподавателя института были награждены юбилейными медалями. Ленинский юбилейный год совпал с 40-летием БСХИ.
К этому времени институт выпустил 7686 специалистов, которые трудились в 40 областях, краях и республиках страны.
За успехи, достигнутые в области подготовки специалистов для сельского хозяйства и развитии науки, институт был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР.
В составе института были созданы научно-исследовательский сектор, ряд проблемных научно-исследовательских лабораторий (по бонитировке почв, программированию урожаев, исследованию ашинских фосфоритов, разработке интенсивной технологии возделывания озимой ржи, научных основ севооборотов, использованию микроэлементов в животноводстве, изучению ряда проблем механизации и экономики сельскохозяйственного производства).
Одновременно началась подготовка кадров по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства» (1966 г.), «Бухгалтерский учет и анализ в сельском хозяйстве» (1969 г.), начал функционировать факультет повышения квалификации руководящих сельскохозяйственных кадров. Институт получил два благоустроенных общежития по улице Братьев Кадомцевых.
Дальнейшее развитие получила связь ученых с хозяйствами районов. Этому способствовало выполнение научных исследований по хозяйственным договорам.
Основные вопросы этих исследований: качественная оценка земель, разработка мер борьбы с микроэлементозами, исследование системы противоэрозионных машин, разработка интенсивных севооборотов и системы удобрений, составление планов селекционно-племенной работы для отдельных хозяйств, внутрирайонная и внутрихозяйственная специализация и другие.
Заседание ректората ведет Н.Р.Бахтизин, 1967 г.
Возглавляя институт, Н.Р.Бахтизин успешно продолжал научные исследования по повышению урожайности ржи и озимой пшеницы. По этим проблемам им создана научная школа. Результаты научных поисков изложены в монографиях «Озимая рожь» (1972) и «Озимая пшеница» (1981).
Яркие страницы были вписаны в историю института его профессорско-преподавательским коллективом и студенчеством в годы руководства вузом Александра Михайловича Байкова (1973-1983). БСХИ поднялся на новую ступень своего развития, значительно расширившись и материально укрепившись: построено было два новых учебно-лабораторных корпуса, три общежития для студентов, два многоквартирных дома для преподавателей и сотрудников института. По многим видам спорта, а также художественной самодеятельности БСХИ не было равных среди вузов республики. На факультете общественных профессий занимались до полутора тысяч студентов.
В соответствии с требованиями научно-технического прогресса много было сделано по совершенствованию учебного процесса, улучшению методической и воспитательной работы. Более 70% студентов участвовали в научных исследованиях. По итогам Всесоюзного конкурса студенческих научно-исследовательских работ ежегодно студенты института награждались медалями и Почетными грамотами Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ. Так, с 1971 по 1979 г. было награждено 37 человек. В 1974 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР и ЦК ВЛКСМ за успехи, достигнутые в организации научно-исследовательской работы студентов, СНО БСХИ наградили Почетным дипломом.
Хорошие знания показывали студенты и на предметных олимпиадах. В 1979 г. в зональном Поволжском туре Всесоюзной олимпиады «Студент и научно-технический прогресс» 14 студентов БСХИ стали призерами. На зональной выставке научно-технического творчества студентов, проводившейся в 1979 г. в г. Ульяновске, Башкирский сельскохозяйственный институт получил 16 дипломов и Почетных грамот.
По итогам смотра-конкурса за лучшие показатели по изобретательству, рационализации и патентно-лицензионной работе Министерством сельского хозяйства СССР, ЦК ВОИР и ЦК профсоюза работников сельского хозяйства БСХИ в 1978-1981 гг. награжден Дипломом III степени, а в 1982 г. – Дипломом II степени. Начальником патентного отдела со дня его основания – с 1976 г. и до 2006 г. работал доцент О.И.Прокопов (1929-2010).
В институте сложились научные школы, направления по важнейшим проблемам сельскохозяйственного производства: по химизации земледелия (профессор Ю.А.Усманов), почвоведению и качественной оценке земель (профессор С.Н.Тайчинов), оздоровлению животных от гельминтозов (профессор X.В.Аюпов), размещению и специализации сельскохозяйственного производства (профессор Ю.Д.Ступалов), физиологии пищеварения животных (профессор П.Т.Тихонов), разработке прогрессивных приемов ремонта сельскохозяйственной техники (профессор Г.С.Трофимов, доцент Э.Л.Левин, В.С.Ибрагимов), совершенствованию топливоподающих систем автотракторных двигателей (доцент Радик М. Баширов). Успешно работали профессора И.Ф.Заянчковский, У.Г.Кадыров, В.И.Мозжерин, В.Н.Поляков, С.Л.Ивановский.
Осенью 1980 г. коллектив института в здании Башкирского государственного театра и балета торжественно отметил 50-летие со дня основания вуза. За заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства и развитии науки Башкирский сельскохозяйственный институт Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1980 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Ректор А.М.Байков (в центре), председатель профкома Д.Х.Мигранов, секретарь парткома В.М.Дусыев, 1982 г.
В 1983-1988 гг. БСХИ руководил Олег Иванович Щепанский (1929-1994). В этот период особое внимание уделялось методическому обеспечению учебного процесса, значительные шаги предпринимались по социальному развитию института: завершено строительство 120-квартирного дома, построено два студенческих общежития в учебно-опытном хозяйстве.
В 70-80-е годы по нескольким десяткам показателей производилась комплексная оценка деятельности сельхозвузов страны. При этом БСХИ по качеству ведущегося образовательного процесса и ряду основных направлений работы вошел в первую десятку среди 108 вузов аграрного профиля.
Огромное внимание уделялось повышению педагогического мастерства аспирантов и молодых преподавателей. Для них был организован постоянно действующий семинар, в котором с лекциями выступали лучшие преподаватели института и других вузов города. Кроме того, повышение квалификации преподавателей осуществлялось по разнарядке Главного управления высшего и среднего сельскохозяйственного образования в различных вузах страны. Только за период с 1981 по 1990 г. повысили свою квалификацию 925 человек.
Особо следует сказать о партийной организации института. Коммунистическая партия для рядовых коммунистов всегда была олицетворением честности, порядочности, а потому принадлежность к ней ко многому обязывала. За все годы существования института она сыграла мобилизующую роль в выполнении тех задач, которые стояли перед трудовым коллективом. Много истинных коммунистов работало и в руководящих органах.
Многие успехи, достигнутые коллективом вуза, связаны с деятельностью парткома, в качестве политических и идеологических руководителей В.К.Пластовой, З.Х.Рахманкулова, И.И.Попова, З.З.Нафикова (1959- 1963 ) , М. Ш. Фаршатова ( 1963 - 1965 ) , М.А.Фахреева (1965-1966), П.Т.Тихонова (1966-1970), В.И.Мозжерина (1970-1978), М.Х.Уразлина, В.М.Дусыева (1978-1988), В.Г.Кирилова (1988-1992).
Руководство института на Первомайской демонстрации, 1986 г.: В.М.Дусыев,Ф.Ш.Гарифуллин, О.И.Щепанский, И.Б.Абдрахманов
Приезд ведущего КВН А.В.Маслякова на выступление команды КВН БСХИ «Золотой теленок», 1987 г.
В первые же дни функционирования института был создан местный комитет. Первым его председателем была А.П.Сельская, работавшая секретарем директора. Профсоюзная организация преподавателей и сотрудников внесла определенный вклад в создание необходимых условий для выполнениями сотрудниками профессиональных обязанностей, а также защиты их прав. Охрана труда, организация досуга, защита интересов членов союза вот круг деятельности единственной на сегодняшний день общественной организации в вузе. Ее возглавляли доценты З.С.Хамитов (1971-1973), С.И.Федоров (1974-1980), Д.Х.Мигранов (1981-2006), Д.А.Андриянов (2006-2009), а в 2009 г. председателем профкома был избран В.А.Казадаев.
90-е годы ознаменовались постепенным переходом к новому состоянию общества с многоукладной рыночной экономикой. К сожалению, отсутствие научно-обоснованной программы реформ привело к разрушению государственной системы финансовой поддержки высшего образования и науки. В этот сложнейший период (1988-1999) институтом руководил Радик Минниханович Баширов, сумевший не только сохранить достигнутый статус вуза, но и обеспечить его поступательное развитие.
За высокие достижения приказом министра науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации №23 от 15.02.1993 г. ордена Трудового Красного Знамени Башкирский сельскохозяйственный институт был переименован в Башкирский государственный аграрный университет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Начальник Департамента кадровой политики и образования Минсельхоза России Ю.Ф.Лачуга и ректор Р.М.Баширов
В 1993 г. в университете уже действовало семь факультетов с 38 кафедрами, где работали 390 преподавателей, из которых 62% имели ученые степени и звания. Среди научно-педагогических работников университета 36 человек являлись докторами наук и профессорами. В вузе обучалось 6000 студентов, в том числе 3200 – с отрывом от производства. В 1979-1992 гг. институт вел подготовку специалистов для Вьетнама, Монголии, Афганистана и Пакистана.
Научно-педагогические кадры университет готовил по 22 научным специальностям и специализациям. Успешно функционировали три специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Университет стал головным исполнителем государственных программ «Воспроизводство плодородия почв», «Башкирская популяция среднерусской пчелы», «Новые антивирусные препараты» и программ Республики Башкортостан – «Научные основы экономической реформы АПК РБ», «Эффективность биостимуляторов роста растений и животных», «Прогрессивные технологии производства сельскохозяйственной продукции», «Профилактика лейкоза сельскохозяйственных животных».Особое внимание уделялось социальному развитию университета. Первыми среди вузов г. Уфы студенты Башкирского сельскохозяйственного института еще к началу 70-х годов были обеспечены благоустроенными общежитиями. Благодаря этим и другим мерам авторитет института среди сельской молодежи значительно вырос, конкурсы на вступительных экзаменах стали стабильно высокими. В начале XXI века Башкирский государственный аграрный университет, находясь на подъеме, превратился в современный многопрофильный вуз.
Успешная деятельность университета в этот сложный переходный период непосредственно связана с именем его ректора – Владимира Дмитриевича Недорезкова, имевшего богатый опыт руководства агропромышленным комплексом РБ.
Ректорат университета поздравляет участников смотра художественной самодеятельности (в центре – ректор В.Д.Недорезков), 2006 г.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, университет целенаправленно развивается. Существенно повышается уровень остепененности профессорско-преподавательского состава. В 2007 г. на 53 кафедрах университета эффективно трудятся 103 доктора наук и профессора, 310 кандидатов наук и доцентов.
В этот период была начата подготовка студентов по 21 новой востребованной специальности для всех сфер народно-хозяйственной деятельности на селе. В 2005 году создан Зауральский филиал университета в г. Сибай.
В целях укрепления материальной базы университета республика передала вузу Дворец культуры «Юбилейный». Все корпуса и общежития вуза получили второе рождение благодаря качественному ремонту и современному благоустройству. Корпуса университета соединились надземными переходами. В университете полностью обновилась и укрепилась база практического обучения и опытного дела за счет строительства коллекционного двора животных и птиц, учебно-научного центра с трактородромом, закладки новых опытных полей. Практически было завершено строительство шестого учебного корпуса. Совершенствуется и социальная сфера: построены два девятиэтажных жилых дома для преподавателей и сотрудников.
Коллектив университета на научно-практической конференции, 2006 г.
В гостях университета министр сельского хозяйства РФ А.В.Гордеев, Президент РБ М.Г.Рахимов, Премьер-министр РБ Р.И.Байдавлетов, (справа – ректор И.Р.Гимаев), 2007 г.
В 2007 г. ректором университета был избран Ильдар Раисович Гимаев. За непродолжительное время руководства ему удалось внести весомый вклад в развитие университета. В 2007 г. введен в эксплуатацию новый корпус факультета пищевых технологий, возродилось движение студенческих специализированных отрядов, укрепилась связь науки и практики, активизировалась система дополнительного профессионального образования.
В 2008 г. ректором избран профессор Ильдар Исмагилович Габитов.
Башкирский государственный аграрный университет сегодня один из ведущих сельскохозяйственных вузов России, готовящий профессиональные кадры для села, обладающий известными научными школами, высококвалифицированными кадрами преподавателей, современной технологической и информационной базой. Университет стоит в ряду крупнейших сельскохозяйственных вузов страны, являясь центром аграрного образования и науки. По результатам ежегодного мониторинга вузов он занимает 8-12 места среди 59 сельскохозяйственных вузов страны. Университет традиционно славится высоким качеством подготовки и востребованностью специалистов.
За годы своей деятельности коллектив университета подготовил свыше 50,5 тыс. специалистов высшей квалификации. Гордостью университета являются его воспитанники: Герой Советского Союза М.А.Соколов и Герои Социалистического труда Р.Б.Асаев, М.М.Галиев, Р.М.Диваев, С.Н.Зайнагабдинов, Ф.И.Машкин, Ф.М.Павлов, Б.И.Петров. Среди выпускников – Премьер-министры Правительства Республики Башкортостан: Р.С.Бакиев (1994-1999), Р.С.Сарбаев (2007-2010), заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан Ш.Х.Вахитов, министр сельского хозяйства РБ А.С.Зиганшин, министр лесного хозяйства Республики Башкортостан Р.Б.Набиуллин, министр природопользования и экологии Республики Башкортостан И.А.Шаяхметов, а также главы администраций муниципальных образований, руководители, главные специалисты организаций, предприятий и многие другие.
На встрече с коллективом университета Премьер-министр Правительства РБ Р.С.Сарбаев, 2009 г.
В гостях университета главы муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан – выпускники университета разных лет, 2010 г.
В 2012 г. к университету присоединен Башкирский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК. В 2012 г. на базе университета проведено совещание ректоров аграрных вузов Минсельхоза России в рамках всероссийского Аграрного форума и всероссийский слет специализированных студенческих отрядов вузов Минсельхоза России. В 2015 г. открыт современный физкультурно-оздоровительный комплекс БГАУ.
Башкирский государственный аграрный университет сегодня – это один из ведущих сельскохозяйственных вузов России, готовящий профессиональные кадры для села, обладающий известными научными школами, высококвалифицированными кадрами преподавателей, современной технологической и информационной базой.
Университет является одним из крупнейших сельскохозяйственных вузов страны, центром аграрного образования и науки. Университет традиционно славится высоким качеством подготовки и востребованностью специалистов. За годы своей деятельности коллектив университета подготовил около 60 тыс. специалистов высшей квалификации. Гордостью университета являются его воспитанники: Герой Советского Союза М.А.Соколов и Герои Социалистического труда Р.Б.Асаев, М.М.Галиев, Р.М.Диваев, С.Н.Зайнагабдинов, Ф.И.Машкин, Ф.М.Павлов, Б.И.Петров. Среди выпускников – Премьер-министр Правительства РБ 2008-2010 гг. Р.С.Сарбаев, заместитель министра сельского хозяйства РФ Ш.Х.Вахитов (2010-2011), заместитель Премьер-министра Правительства РБ И.С.Тимергалин, министр лесного хозяйства РБ Д.А.Ахмедьянов, Министр сельского хозяйства РБ Н.А.Коваленко, Министр природопользования и экологии И.Р.Хадыев, Министр РБ Р.З.Мирсаяпов, Председатель Центральной избирательной комиссии РБ Х.А.Валеев, Заместитель председателя Государственного Собрания – Курултая РБ Ф.А.Сайфуллин, Председатель Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользования Государственного Собрания – Курултая РБ Р.У.Гусманов, а также главы администраций муниципальных образований республики, руководители, главные специалисты организаций и учреждений.